Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 140]

Причину этого нужно искать в изменении обстановки в регионе под влиянием советских преобразований.
Как ни относиться к советскому наследию в истории Северного Кавказа, нельзя не отметить
произошедших здесь при советской власти секуляризации и модернизации общественной организации и правовой культуры.
В то же время основы высокой исламской культуры в горах и на равнине были подорваны.
Только в отдельных труднодоступных селениях в Северном и Центральном Дагестане до конца 80-х годов удалось сохранить нелегальные кружки по изучению арабского языка, Корана и основ шариата.

Что же касается так называемого исламского
институционального возрождения на постсоветском Северном Кавказе, то результаты его весьма скромны даже в таких быстро реисламизирующихся республиках, как Дагестан.
Серьезной проблемой постсоветского Дагестана, как и
на Северном Кавказе, остается острая нехватка грамотных кади и разбирающихся в мусульманском праве светских юристов.
Эта проблема довольно остро стоит как среди «традиционалистов», так и у «ваххабитов».

Следует отметить, что в последние годы чувствуется,
что исламский бум пошел на убыль и в северных и центральных районах Дагестана, где влияние ислама всегда ощущалось сильнее.
Сократилось число зарегистрированных в Республике мечетей и мектебов.
С 1996 по
2008 гг.
оно упало, соответственно, с 1670 до 1585 и с 670 до 203.
За последние
годы более чем в два раза уменьшилось количество дагестанцев, совершающих хадж.
В
2008 г.
их было всего 5449 по сравнению с 12-14 тыс.
человек в 1996—1997
гг.
Тем не менее, многие политические деятели пытаются легализовать некоторые нормы адатно-шариатного судопроизводства.
Они акцентируют внимание на том, что в настоящее время значение религиозно-адатных норм для адыгской общины возросло.
Такая позиция привела к тому, что вопрос о том,
в какой степени некоторые нормы мусульманских правовых институтов 140
[стр. 133]

был проведен в жизнь лишь в четырех даргинских селениях Буйнакского района Дагестана — Карамахи, Чабанмахи, Дуранги и Кадар.
В августе 1998 г.
они объявили себя «самостоятельной исламской территорией, управляемой по законам шариата».
Об этом уведомляли надписи, поставленные при въезде в селения.
Представители милиции и сторонники враждебного «ваххабитам» ДУМД вынуждены были покинуть селения1.
Однако опыт «шариатского правления» карамахинцев оказался недолог.
Летом 1999 г., воспользовавшись вторжением в Северный Дагестан отрядов «ваххабитов» из Чечни, ДУМД сумело склонить на свою сторону руководство федеральных сил и подавить карамахинских «ваххабитов».
Почему же шариатское правосудие малоэффективно даже в современном Дагестане? Причину этого нужно искать в изменении обстановки в регионе под влиянием советских преобразований.
Как ни относиться к советскому наследию в истории Северного Кавказа, нельзя не отметить
происшедшую здесь при Советской власти секуляризацию и модернизацию общественной организации и правовой культуры.
Культурная революция 20-60-х годов дала горцам всеобщую грамотность и массовую светскую культуру.
В то же время основы высокой исламской культуры в горах и на равнине были подорваны.
Только в отдельных труднодоступных селениях в Северном и Центральном Дагестане до конца 80-х годов удалось сохранить нелегальные кружки по изучению арабского языка, Корана и основ шариата.

С другой стороны, наследием советских преобразований стала до поры до времени скрытая конфликтное межэтнических, социальных и поземельных отношений в регионе, выступившая наружу в постсоветское время.
Что же касается так называемого исламского
возрождения на постсоветском Северном Кавказе, то результаты его весьма скромны даже в таких быстро реисламизирующихся республиках, как Дагестан.
Лучший специалист по мусульманской школе в Дагестане А.Р.Шихсаидов справедливо называет современные исламские вузы Дагестана «лишь тенью того, чем были медресе 1 НГРелигия.
24.
И .]999.
132

[стр.,134]

Дагестана ХУШ-ХК вв.
Имеющаяся литература по исламу также не отличается высоким качеством.
Здесь изучают в основном Коран и сунну, правила чтения Корана, арабский язык»1.
Столь же критически о современной мусульманской школе отзываются правительственные чиновники Дагестана, курирующие ее деятельность.
«К сожалению, сегодня приходится признать, — говорил М.М.Гусаев, министр по делам национальной политики, информации и внешним связям РД, — что возрожденческие процессы в исламе не дают заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман, в силу чего ислам до сих пор не стал...
стабилизирующим фактором в республике».
По словам Ильяс-хаджи Ильясова, советника председателя Правительства РД по вопросам религий, «ни один из наших бесчисленных исламских институтов и университетов не аттестован и не аккредитован, и они имеют (в лучшем случае) только лицензию на право ведения образовательной деятельности...
Среди ректоров исламских институтов и университетов нет ни одного имеющего высшее (или хотя бы среднее) профессиональное образование; более того, нет среди них также лиц, получивших высшее или среднее светское профессиональное образование»2.
Силами дагестанских и прочих северокавказских медресе сегодня совершенно невозможно обеспечить кадрами шариатские суды республики.
Серьезной проблемой постсоветского Дагестана, как и
в Чечне и Ингушетии, остается острая нехватка грамотных кади и разбирающихся в мусульманском праве светских юристов.
Эта проблема довольно остро стоит как среди «традиционалистов», так и у «ваххабитов».

Среди тех и других изредка встречаются действительно прекрасно образованные в вопросах шариата лица, вроде Б.Кебедова и покойного А.Ахтаева у «ваххабитов» или М.C.Абакарова, имама соборной мечети Хасавюрта, из числа их идейных противников.
Но в подавляющем большинстве амиры, возглавляющие джамааты ' Шихсаидов А.Р.
Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ.
1999.
№ 4.
С.90-91.
: Цит.
по: Шихсаидов А.Р.
Указ.
соч.
C .110.
133

[стр.,135]

«ваххабитов» и дибиры «традиционалистов» довольно невежественны в вопросах мусульманского права и даже арабского языка.
Следует отметить, что в последние годы чувствуется
некоторое охлаждение жителей республики к исламу.
Исламский бум пошел на убыль и в северных и центральных районах Дагестана, где влияние ислама всегда ощущалось сильнее.
Сократилось число зарегистрированных в республике мече.
тей и мектебов.
С 1996 по
2000 г.
оно упало соответственно с 1670 до 1585 и с 670 до 203.
За последние
год-два более чем в два раза уменьшилось количество дагестанцев, совершающих хадж.
В
2000г.
их было всего 5449 по сравнению с 12-14 тыс.
человек в 1996-1997*.

Иначе сказывались процессы взаимодействия обычного права, шариата с позитивным правом Российской Федерации в КБР и Северо-Западном Кавказе в контексте трансформирующейся социокультурной системы.
После крушения советской власти в начале 1990-х годов во взаимоотношениях государственного и адатного права, а также в организации судебного процесса наметились изменения.
Произошла постепенная десоветизация всей судебно-правовой системы Кабардино-Балкарии.
Вместе с тем, согласно принятой 1 сентября 1997 г.
новой Конституции КБР, в республике официально сохраняется единая моноюридическая судебная система, основанная на российском законодательстве.
Органами судебной власти являются мировые и районные суды.
В своей работе они руководствуются исключительно новым Уголовным кодексом РФ, введенным в действие с января 1997 г.
В КБР адатные и шариатские институты пока так и не были узаконены.
Согласно п.
1.ст.
17 новой Конституции, в КБР запрещается использование неписаного права.
Надзор за деятельностью народных судов осуществляет Верховный Суд КБР.
Тем не менее многие политические деятели пытаются легализовать некоторые нормы адатно-шариатного судопроизводства.
Они акцентируют внимание на том, что в настоящее время значение религиозно-адатных норм для адыгской общины возросло.
Такая позиция привела к тому, что вопрос о том,1
1Макаров Д.В.
Укат соч.
C.7I.
134

[Back]