Российские эксперты отмечают, что у большинства сельских жителей, действительно, сохраняется традиционное правосознание, в основе которого лежит тяга к поиску согласия между участниками любого конфликта без помощи российского законодательства и стремление к расширению применения шариата в разных областях жизни. В некоторых сферах, по их мнению, применение норм адата очень полезно и плодотворно —это случаи причинения неумышленного физического ущерба (по неосторожности) во время аварий на дорогах. Тем не менее, они считают, что отношение к этому правоохранительных и судебных органов должно быть нейтральным, поскольку легализация данных норм адата сделает их обязательными для всех жителей на Северном Кавказе . Анализируя сложившуюся за последние годы правовую ситуацию на всем Северном Кавказе, эксперты видят взаимосвязь между поддержкой адата и ростом активности сторонников шариата, наблюдаемой в последние годы в Чечне и Дагестане. По их мнению, именно легализация в Чечне норм адата впоследствии привела к усилению позиций шариата в этой Республике и предостерегают от того, что на Северном Кавказе может сложиться похожая правовая ситуация129130. Схожее отношение к правовой традиции, деятельности мусульманских правовых институтов государственно-конфессиональной безопасности на Северном Кавказе, опираясь при этом на иные аргументы, высказывают руководители ДУМ. По их мнению, в настоящее время не следует ни запрещать, ни легализовывать те нормы адата и шариата, которые бытуют в Республике, ни тем более возрождать утраченные в силу ряда обстоятельств. 129 Газиева Г., Мельков С. Мусульманская умма в современном российском обществе. М., 2003. С. 43. 130 Бабич И.Л. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе. М., 2000. С. 22. 142 |
Государственную программу по развитию Кавказа, в которых нет упоминания о легализации традиционного права народов Кавказа. Сотрудники республиканской Прокуратуры также не возражают против существования норм примирения, основанных па адате. Они отмечают, что у большинства сельских жителей действительно сохраняется традиционное правосознание, в основе которого лежит тяга к поиску согласия между участниками любого конфликта без помощи российского законодательства и стремление к расширению применения шариата в разных областях жизни. В некоторых сферах, по их мнению, применение норм адата очень полезно и плодотворно это случаи причинения неумышленного физического ущерба (по неосторожности) во время аварий на дорогах (ст.211 УК РФ 1997 г.). Тем не менее они считают, что отношение к этому правоохранительных и судебных органов должно быть нейтральным, поскольку легализация данных норм адата сделает их обязательными для всех жителей республики. К этой точке зрения близка позиция судей Верховного суда КБР. Опираясь на свою судебную практику, они допускают существование в республике отдельных норм адата и шариата, действие которых не должно "грубо противоречить уголовным нормам РФ". Они считают возможным применение адата при урегулировании конфликтов, связанных с причинением незначительного физического ущерба. А с другой стороны, они не видят необходимости вводить эти нормы в судебные законодательные документы и приводят при этом совершенно иную аргументацию. Анализируя сложившуюся в 1990-е годы правовую ситуацию на всем Северном Кавказе, судьи видят взаимосвязь между поддержкой адата и ростом активности сторонников шариата, наблюдаемой в1последние годы в Чечне и Дагестане. По их мнению, именно легализация в Чечне норм адата впоследствии привела к усилению позиций шариата в этой республике и предостерегают от того, что в КБР может сложиться похожая правовая ситуация. В силу этого судьи видят опас136 |