Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 143]

Такая сдержанная позиция духовных лидеров основывается на отсутствии, по их мнению, в настоящее время условий для возрождения шариата в том виде, в каком он существовал до революции.
По мнению духовных руководителей, возрождение и легализация шариата
—процесс неизбежный, но на данном этапе крайне преждевременный как для прихожан, так и для самих духовных лидеров и республиканских властей.
Иной взгляд на адат и шариат можно охарактеризовать как полиюридизм в двух формах: радикальной и умеренной.
В основе правового плюрализма лежит идея о неизбежности процесса судебного реформирования и создания республиканского законодательства, которое учтет присущие кабардинцам и балкарцам традиции.
По мнению правовых плюралистов, в правовом наследии горцев можно выделить полезные традиции,
утраченные в последние десятилетия, но которые можно возродить и впоследствии ввести их в законодательство как правовые нормы.
Сторонники идеи правового плюрализма приводят примеры полезных традиций.

К полезным плюралисты относят также мусульманский обряд развода, раздела имущества супругов и нормы наследования.

К настоящему времени в северокавказских республиках сложилась разная правовая ситуация.
Проблема реформирования права на Северном Кавказе с учетом его особенностей встала перед Российским государством в 1990-е годы.
Ее неизбежно придется решать, между тем методы ее разрешения плюралисты предлагают разные.
Радикальные плюралисты на первом этапе предлагают узаконить те нормы
мусульманских правовых институтов государственно-конфессиональной безопасности на Северном Кавказе, которые не затрагивают уголовно наказуемых деяний.
На втором этапе они считают нужным ввести либо республиканские уголовный и гражданский кодексы, либо создать административный кодекс, в который включить традиционные правовые нормы адата и шариата.

143
[стр. 138]

ность поддержки норм адата и шариата даже в том "безобидном" виде, в каком они бытуют в настоящее время в Кабардино-Балкарии1.
Сходное отношение к правовой традиции, адату и шариату, опираясь при этом на иные аргументы, высказывают руководители ДУМ КБР.
По их мнению, в настоящее время не следует ни запрещать, ни легализовать те нормы адата и шариата, которые бытуют в республике, ни тем более возрождать утраченные в силу ряда обстоятельств.
Такая сдержанная позиция духовных лидеров основывается на отсутствии, по их мнению, в настоящее время условий для возрождения шариата в том виде, в каком он существовал до революции.
По мнению духовных руководителей, возрождение и легализация шариата
в КБР процесс неизбежный, но на данном этапе крайне преждевременный как для прихожан, так и для самих духовных лидеров и республиканских властей.
У кабардинцев и балкарцев за последнее десятилетие сформировался страх перед шариатом в той форме, в какой он сложился в Чечне и Дагестане.
Введение шариатского права и шариатского судопроизводства в Чечне, как отмечают руководители ДУМ КБР, в значительной мере затормозило процесс расширения сферы применения шариата в Кабардино-Балкарии.
Другой проблемой стало отсутствие не только образованного слоя сельских духовных лиц, но и желания реформировать религиозную сельскую практику у большинства сельских служителей культа.
Многие из них предпочитают практиковать "по старинке", что, как я отмечала выше, вполне устраивает и прихожан.
Иными словами, ни в самом народе, т.е.
в его религиозном правосознании, ни в среде сельских духовных лиц к настоящему времени не сложилась потребность в1развитии и углублении применения норм шариата.
В силу этого, как считают духовные лидеры республики, в ближайшие десятилетия им предстоит не столько расширять сферу применения шариата, сколько унифицировать те обряды, которые практикуются в республике и в применении которых наблюдается значительный разнобой.
Именно с этой целью ' Там же.
С.22.
137

[стр.,139]

под руководством ДУМ КБР в последние годы проводятся съезды мусульман Кабардино-Балкарии, на которые съезжаются представители всех религиозных общин республики.
Отмечу, что современные мусульманские лидеры, также как и их предшественники в XIX в., терпимо относятся к практике адатного примирения при урегулировании многих спорных ситуаций.
Наконец, несмотря на все официальные заверения Комиссии по связям с религиозными организациями об отделении в КБР религии от государства, религиозная политика нынешнего республиканского руководства КабардиноБалкарии состоит в формировании подконтрольного процесса возрождения шариата и в ограничении деятельности ДУМ КБР.
Многие общественные деятели подчеркивают, что именно властные структуры способствовали тому, что во главе ДУМ находятся люди маловлиятельные и неспособные на значительные преобразования в области ислама.
Попытка руководителей ДУМ провести через Парламент КБР закон о многоженстве оказалась в отличие от Ингушетии, неудачной.
Иной взгляд на адат и шариат можно охарактеризовать как полиюридизм в двух формах: радикальной и умеренной.
В основе правового плюрализма лежит идея о неизбежности процесса судебного реформирования и создания республиканского законодательства, которое учтет присущие кабардинцам и балкарцам традиции.
По мнению правовых плюралистов, в правовом наследии горцев можно выделить полезные традиции,
которые были утрачены в последние десятилетия, но которые можно возродить и впоследствии ввести их в законодательство как правовые нормы.
Сторонники идеи правового плюрализма приводят примеры полезных традиций,
например, обычай позорить вора.
Если в селении произошла кража и вор был обнаружен, то в прошлые времена кабардинцы к вору привязывали предмет кражи и в таком виде прогоняли его по всему селению.
Эта мера была очень действенной и полезной формой борьбы с воровством.
К полезным плюралисты относят также мусульманский обряд развода, раздела имущества супругов и нормы наследования.

Многоженство или, вернее, двоеженство 138

[стр.,140]

• тоже полезная, по их мнению, традиция, однако в республике она встречается крайне редко, поэтому ее можно признать без дальнейшей легализации.
Тем не менее сторонники плюрализма подчеркивают опасность поддержания и легализации таких норм адата как выплата компенсации во время традиционного примирения участников конфликтов при ранении или убийстве, поскольку в настоящее время появились "деловые" люди, имеющие много денег и данная правовая традиция позволит им с легкостью "откупаться".
Плюралисты уверены, что КБР останется в составе РФ только в том слу* чае.
если федеральное государство будет с уважением относиться к народам КБР, к их традициям и культуре, в том числе и к правовой.
Они уверены, что реформирование судебной системы с учетом традиционного права всегда являлось краеугольным камнем во взаимоотношениях между Россией и Кавказом.
К настоящему времени в северокавказских республиках сложилась разная правовая ситуация.
Проблема реформирования права на Северном Кавказе с учетом его особенностей встала перед российским государством в 1990-е годы.
Ее неизбежно придется решать, между тем методы ее разрешения плю« ралисты предлагают разные.
Радикальные плюралисты на первом этапе предлагают узаконить те нормы
адата и шариата, которые не затрагивают уголовно наказуемых деяний.
На втором этапе они считают нужным ввести либо республиканские уголовный и гражданский кодексы, либо создать Административный кодекс, в который включить традиционные правовые нормы адата и шариата,
присущие народам Кабардино-Балкарии.
Умеренные плюралисты предлагают более постепенный переход к полиюридизму.
Первым шагом, как они считают, должно стать проведение на• учных конференций по правовой культуре, опросов населения, а также переговоров с общественными и политическими лидерами в республике.
Вторым шагом, по их мнению, длжен стать выход Парламента КБР в федеральные органы власти с юридической инициативой о реформировании судебной сис139

[Back]