ранних правовых систем, т.е. систем обычного права, утрачивает в результате рациональной институционализации и формализации черты этнической, религиозной и моральной определенности, пытается стать выше этносов, конфессий и систем морали. Современное государственное право вступило в конфликт с историей права как этнокультурным цивилизационным явлением. Обычное право всегда было основой преемственного и стабильного развития человеческого общества. Это актуально сегодня, когда в нестабильном, бурно изменяющемся обществе резко и коренным образом в угоду сиюминутным интересам части общества изменяются парадигмы национального законодательства, а в угоду отдельных стран —международного права, что составляет одну из фундаментальных причин глубочайших кризисов современных социокультурных систем. Поиск путей преодоления данной ситуации актуализировал исследования в области юридической антропологии и этнологии права, за последние десятилетия накоплен огромный юридический и этнологический материал, который подвел источниковую базу под построение теории обычного права как части теории права, а также культурологическое осмысление роли обычного права в социокультурной регуляции. Обычное право как социокультурный феномен выполняет в традиционном и современном обществе ряд важнейших функций. Следование предписаниям обычного права является индикатором и основанием осознания человеком своей принадлежности к соответствующей социокультурной группе. Наряду с идентификационной важную роль играет интегративная функция, которая реализуется через регламентацию обычным правом семейных межпоколенных и внутриэтнических отношений. Коммуникативная функция проявляется в выборе формы трансляции однотипной системы табу и установок во взаимодействии индивидов и социальных институтов конкретной социокультурной группы. Обычное право регламентирует исторически сложившиеся формы регулирования отношений с другими обществами и этни149 |
Заключение Обычное право результат стихийного народного творчества, феномен традиционной культуры, обеспечивающий преимущественно устную трансляцию социально-нормативной информации и регулятивного общественного опыта, зафиксированного в прецеденте и закрепленного в традиции адекватной окружающей среде и менталитету этнической (социокультурной) группы. Кризис современного позитивного прав, демифологизация его роли в функционировании современной социокультурной системы по-новому ставят вопрос о соотношении традиций и инноваций в развитии человечества. Европоцентристский подход к истории права, доминирование однолинейного эволюционизма в выявлении смены форм права утратили свои объяснительные возможности. Культурная антропология, антропология права на современном этапе показывают огромную роль традиций, ритуалов, обычноправовых механизмов не только в традиционных, доиндустриальных, но и в современных обществах. Современное политизированное право в отличие от ранних правовых систем, т.е. систем обычного права, утрачивает в результате рациональной институционализации и формализации черты этнической, религиозной и моральной определенности, пытается стать выше этносов, конфессий и систем морали. Современное государственное право вступило в конфликт с историей права как этнокультурным цивилизационным явлением. «Платой за политизацию является обезличивание правовых систем в национальном, религиозном, нравственном отношениях: потеря многих сущностных и глубоких качеств, которые право всегда получало от общества и его структур и которые в комплексе составляют его этнокультурное своеобразие, сплав исторически глубоко укоренившихся традиций»1. 1Мальцев Г.В., Шапсугов Д.Ю. Предисловие // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д, 1999, С. 3 4. 154 * z* Обычное право всегда было основой преемственного и стабильного развития человеческого общества. Это актуально сегодня, когда в нестабильном, бурно изменяющемся обществе, резко и коренным образом в угоду сиюминутным интересам части общества, изменяются парадигмы национального законодательства, а в угоду отдельных стран международного права, что составляет одну из фундаментальных причин глубочайших кризисов современных социокультурных систем. Поиск путей преодоления этой ситуации актуализировал исследования в области юридической антропологии и этнологии права, в результате исследований последних десятилетий накоплен огромный юридический и этнологический материал, который подвел источниковую базу под построение теории обычного права как части теории права (Г.В. Мальцев), а также культурологическое осмысление роли обычного права в социокультурной регуляции. Обычное право как социокультурный феномен выполняет в традиционном и современном обществе ряд важнейших функций. Следование предписаниям обычного права является индикатором и основанием осознания человеком своей принадлежности к соответствующей социокультурной группе. Наряду с идентификационной, важную роль играет интегративная функция, которая реализуется через регламентацию обычным правом семейных межпоколенных и внутриэтнических отношений. Коммуникативная функция проявляется в выборе формы трансляции однотипной системы табу и установок во взаимодействии индивидов и социальных институтов конкретной социокультурной группы. Обычное право регламентирует исторически сложившиеся формы регулирования отношений с другими обществами и этническими группами, разрешение конфликтов и спорных вопросов в различных сферах жизни, т.е. выполняет миротворческую функцию. Обычное право в традиционном обществе носит обшеобязательньгй, предписывающий характер, не отделимо от морально-нравственных императивов, закрепленных в обычае, традиции и ритуале. У народов Северного 155 |