Проверяемый текст
Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. – М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 209 с.
[стр. 68]

Ошибки в оценке угроз оборачиваются либо неоправданным отвлечением ресурсов от решения актуальных проблем общественного развития и ослаблением государства, которое в конце концов становится неспособным защитить самого себя, интересы общества и личности.
Угроза лишиться части своего национального достояния заставляет государство заблаговременно разрабатывать и претворять в жизнь комплекс мер политического, экономического, правового, военного и информационного порядка, которые смогли бы нейтрализовать эту опасность.
Исключительно важное место среди них занимают действия по своевременному мониторингу характера, особенностей и масштабов угроз и их прогнозированию.
Обычно угрозы принято рассматривать в контексте анализа этапов обеспечения безопасности государства в условиях конфликтов или войны.
Вместе с тем в настоящее время
мировые аналитики пытаются исследовать содержание угроз, существующих в мирное время, рассматривая их как демонстрацию силы и как состояние межгосударственных отношений, при котором возможно возникновение конфликта между соперничающими сторонами.
Практика показывает, что оценку возможных угроз в сфере государственно-конфессиональных отношений целесообразно проводить по следующим направлениям:V — обеспечение стабильности государственно-конфессиональных отношений; —обеспечение безопасности национальных интересов в этой сфере; —обеспечение духовной безопасности общества и личности.
При этом все множество угроз по природе возникновения можно разделить на два класса: объективные (естественные), характеризующие воздействие на объект безопасности процессов,
и субъективные.
Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от места зарождения они делятся на внешние и внутренние.

По масштабу угрозы целесообразно подразделять на глобальные,
региональ68
[стр. 30]

Проблема предотвращения опасности возникает, когда опасность зарождается и существует еще в потенциальном виде, в возможности.
Важно не дать этой возможности превратиться в реальную действительность.
Скажем, всегда есть потенциальная опасность заболеть оспой, холерой, тифом и т.п., а в результате ранения – столбняком.
Но сделанные своевременно прививки и уколы предотвращают развитие таких болезней.
В политической области всегда существует потенциальная опасность резкого поворота событий, неблагоприятного развития обстановки, неожиданных маневров, ударов, контрударов.
Предотвращение таких опасностей предполагает своевременное их прогнозирование и принятие необходимых мер политического характера, прежде всего – создание резервов, удержание инициативы в своих руках, осуществление упреждающих действий.
Устранение или минимизация опасности является продолжением и более сильным выражением действий по ее предотвращению.
Здесь речь идет уже о реально проявляющейся опасности, об устранении, подавлении, ликвидации, резком ослаблении вызывающих ее деструктивных сил (факторов).
Например, борьба с преступностью должна быть действительно борьбой, предполагающей самые жесткие меры против преступных элементов, ликвидацию преступных структур.
Устранение (исключение) ядерной опасности, реально угрожающей человечеству, возможно лишь на основе согласованных действий всех ядерных и неядерных государств по ликвидации ядерного оружия, недопущению его распространения, а в перспективе и воссоздания этого оружия.
То есть необходимо полное ядерное разоружение под строгим международным контролем.
Устранение опасности развала на данном этапе жизнедеятельности Российского государства требует установления твердой и законной федеральной власти над всей его территорией, четкого разделения прерогатив центральной и местной властей, принятие решительных мер против экстремистских, сепаратистских сил на основе принципов Конституции России и норм права.
Понятие «угрозы» достаточно широко используется как в официальных юридических документах, так и в научных трудах и работах, однако практика показывает, что его содержание и проблемы, связанные с обеспечением безопасности государства, раскрыты далеко не полностью.
Как свидетельствует исторический опыт, неудачи в обеспечении безопасности государства во многом связаны с неточной оценкой угроз.
Если ответственные за выработку политического курса институты не располагают достаточной информацией о формирующейся или уже сложившейся угрозе интересам государства, то ему придется иметь дело с результатом действия угрозы, т.е.
нанесением ущерба безопасности.
Ошибки в оценке угроз оборачиваются неоправданным отвлечением ресурсов от решения актуальных проблем общественного развития и ослаблением государства, которое, в конце концов, становится неспособным защитить самого себя, интересы общества и личности.
Угроза лишиться части своего национального достояния заставляет государство заблаговременно разрабатывать и претворять в жизнь комплекс мер политического, экономического, правового, военного и информационного порядка, которые смогли бы нейтрализовать эту опасность.
Исключительно важное место среди них занимают действия по своевременному мониторингу характера, особенностей и масштабов угроз и их прогнозированию.
Обычно угрозы принято рассматривать в контексте анализа этапов обеспечения безопасности государства в условиях конфликтов или войны.
Вместе с тем в настоящее время
мировыми аналитиками делаются попытки исследовать содержание угроз, существующих в мирное время, рассматривая их как демонстрацию силы и как состояние межгосударственных отношений, при котором возможно возникновение конфликта между соперничающими сторонами.
Поэтому угрозы целесообразно характеризовать как возможность прямого или опосредованного применения силы со стороны одного государства (коалиции государств, военно-политических организаций террористического, сепаратистского, религиозного толка) против другого государства, его суверенитета и территориальной целостности, общества и

[стр.,31]

граждан с целью реализации своих интересов и получения экономических, политических и прочих привилегий за счет противоположной стороны.
Угрозы, существующие в форме демонстрации готовности к применению силы, присутствуют в любом конфликте, затрагивающем государственные интересы.
В таком виде угроза, во-первых, выступает в качестве предупреждения оппоненту.
Она призвана подкрепить дипломатические и другие средства внешней политики, запугать противника и добиться таким образом осуществления намеченных целей.
Во-вторых, угроза использования силы может выступать, как показала история «холодной войны», в качестве мощного фактора истощения экономических, политических и духовных сил государства и является своеобразной проверкой на прочность его способности защищать свои интересы.
Несмотря на разорительность гонки вооружений, она продолжается и после «холодной войны», выступая в качестве своеобразного состязания, в ходе которого одно или несколько государств создают угрозы, а их оппоненты стремятся эти угрозы парировать.
В подобном противостоянии «нападающая» и «обороняющаяся» стороны, как и в классическом поединке, могут меняться местами.
Успех в этой борьбе, если она не дошла до стадии открытого применения вооруженных сил, определяется совокупностью внутриполитических, экономических, геополитических, научно-технических, моральнопсихологических и прочих факторов.
Как свидетельствует история, демонстрация готовности применить силу может продолжаться в течение длительного времени, а перспектива конфликта – существовать в гипотетическом, виртуальном виде.
В этом случае угрозы выступают в качестве средства, позволяющего, не прибегая к прямому использованию силы, достигать желаемых результатов.
Что же касается непосредственной угрозы, то она характеризует такое состояние межгосударственных отношений, при котором имеются антагонистические противоречия, присутствуют политические намерения и воля, хотя бы у одной из противоборствующих сторон, применить силу в интересах решения поставленных задач.
Непосредственные угрозы – это «последний довод королей», когда исчерпаны все остальные средства разрешения противоречий.
Наличие непосредственных угроз существенно осложняет политическую обстановку, поскольку содержит в себе совершенно очевидные предпосылки возникновения конфликта между соперничающими сторонами и вовлечения в него других действующих лиц.
Развязывание конфликта возможно, на наш взгляд, не только тогда, когда имеются объективные факторы, обеспечивающие достижение успеха в противоборстве.
Принципиальная возможность конфликта может допускаться вследствие, по крайней мере, иррациональных мотивов и действий со стороны одного или даже обоих субъектов политики.
Угроза представляет собой средство достижения определенных целей, например, изменения (сохранения, восстановления) политического и территориального статус-кво.
Конечной же целью, вероятнее всего, будет экономическая выгода, а именно перераспределение победителем в свою пользу ресурсов проигравшей стороны – природных, информационных, производственной базы, транспортных коммуникаций и т.д.
Практика показывает, что оценку возможных угроз целесообразно проводить по следующим направлениям: обеспечение стабильности общества, государства; обеспечение безопасности национальных интересов; обеспечение безопасности информации.
При этом все множество угроз по природе возникновения можно разделить на два класса: объективные (естественные), характеризующие воздействие на объект безопасности процессов,
не зависящих от военно-политического руководства страны, например, стихийные бедствия, технологические катаклизмы и др., и субъективные,

[стр.,32]

связанные с деятельностью военно-политического руководства государства.
Среди субъективных можно выделить: непреднамеренные, вызванные ошибочным или непреднамеренным действием руководства государства, например, реформа экономики 1991 или 1998 гг.; умышленные, являющиеся результатом преднамеренных действий руководителей страны, например, развал Советского Союза.
При анализе перспектив появления угроз следует учитывать не только характер и глубину межгосударственных противоречий, состояние вооруженных сил, которые могут быть использованы для их разрешения, но и существование союзнических обязательств, позволяющих опираться на помощь других государств.
О формировании угроз, как правило, свидетельствует направленность официальных заявлений высших государственных деятелей, односторонний выход государств из совместных договоров или мораториев (например, односторонний выход США из Договора по ПРО 1972 г.), концепций национальной безопасности, военных доктрин, в которых содержатся элементы враждебности, территориальные претензии, намерение сломать примерное равенство военных сил и т.д.
Например, в США сегодня это: ежегодный доклад президента конгрессу «Стратегия национальной безопасности», послание конгрессу «О положении страны», «Ежегодный доклад министра обороны президенту и конгрессу», «Национальные разведывательные оценки», «Стратегия национальной безопасности США в регионах», 4-х летний план развития вооруженных сил, директивы президента по национальной безопасности, «Национальная военная стратегия», указания министра обороны о планировании в области обороны и др.
В КНР: «Стратегия национального развития», «Международная стратегическая ситуация», «Национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности», и др.
В Японии: ежегодная «Белая книга Управления национальной обороны», доклад Института комплексных исследований «Номура», «Стратегия к XXI веку.
Как преодолеть кризис развития нации», концепция «Комплексное обеспечение национальной безопасности Японии» и др.
Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от места зарождения они делятся на внешние и внутренние
и возникают в различных сферах борьбы:на континентальном пространстве, в Мировом океане, в воздушно-космической области.
По масштабу угрозы целесообразно подразделять на глобальные,
региональные, локальные; поспособу осуществления – на прямые и опосредованные; по вероятности осуществления – на реальные и потенциальные.
Реальная угроза – это та, которая уже существует или возникнет в ближайшее время.
Потенциальной считается угроза, появление которой возможно в перспективе, в связи с неблагоприятным развитием событий.
Угрозы могут также носить открытый и скрытный (тайный) характер.
Угроза может быть мнимой, что обусловлено неверной оценкой информации (дезинформацией), когда угроза интерпретируется субъектом как действительно существующая (при ее реальном отсутствии).
Заинтересованная сторона может сознательно дезинформировать оппонента относительно своих намерений, создавая тем самым страх перед угрозой, которой в действительности нет, и заставляя его, таким образом, проводить ошибочный курс.
Например, этим приемом в 80-х годах воспользовались США, когда стремились убедить советское руководство, что программа «звездных войн» (СОИ) вполне осуществима и американская сторона близка к ее воплощению в жизнь.
Делалось это, в конечном счете для того, чтобы оказать морально-психологическое воздействие на руководство СССР и направить соответствующие НИОКР на решение неактуальных в то время задач и тем самым ослабить экономический потенциал СССР.
Мнимые угрозы, как свидетельствует история «холодной войны», занимают важное место в стратегии межгосударственного противоборства.
Аналитические службы мира выявляют источники угроз обычно на основе анализа альтернативных вариантов (в виде сценариев) развития военно-политической и других видов обстановки.
Это связано с ростом динамичности ее развития, а также с

[Back]