Проверяемый текст
Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. – М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 209 с.
[стр. 70]

В рамках данной группы особую важность приобретает Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (от 25.07.98 г.
№ 130-ФЗ), который является базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с
экстремизмом для правоохранительных и силовых органов Российской Федерации, особенно в условиях обострения обстановки на Северном Кавказе.
Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом
и экстремизмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций, независимо от форм собственности.
В Законе впервые даны расширенные трактовки таких понятий, как терроризм, террористическая деятельность и акция, контртеррористическая
операция и ряд других важных понятий, а также определены субъекты и их компетенция в борьбе с терроризмом, порядок проведения и руководство контртеррористическими операциями57.
Вторая группа включает в себя угрозы несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц на сознание личности и общества.
В связи с этим в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г.
№ Пр-1895) сказано, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов Росс
7 Бурковская В.
Законодательство, направленное на борьбу с экстремизмом: проблемы становления и правоприменительной практики // Уголовное право.
2005.
№ 1.
С.
104-106.
70
[стр. 24]

деструктивных сил.
Общая теория безопасности государства связана с конфликтологией, ибо деструктивные воздействия, если иметь в виду социальную сферу, так или иначе сопряжены с конфликтными ситуациями.
Общая теория безопасности государства имеет точки пересечения с общей теорией управления, так как предотвращение и разрешение конфликтов, недопущение катастрофических изменений системы недостижимы без определенных информационно-управляющих воздействий.
Следовательно, общая теория систем, конфликтология, общая теория управления, а в известной мере и теория катастроф (возможно и другие аналогичные дисциплины) вооружают общую теорию безопасности государства важными понятиями, закономерностями, принципами, методами познания, то есть выполняют по отношению к ней специфические методологические функции.
Таким образом, можно сделать вывод, что мировоззренческую и методологическую базу общей теории безопасности государства составляют прогрессивные, реалистические направления философии, социологии, фундаментальные положения ряда других естественных и общественных наук, например, биологических наук, экологии, общественной психологии, политологии, юридической науки.
В более специальном плане методологические функции по отношению к общей теории безопасности государства выполняют общая теория систем, конфликтология, общая теория управления, теория катастроф и некоторые другие.
В свою очередь, сама общая теория безопасности государства выступает как исходный пункт и методологическая основа для разработки специальных теорий безопасности или по крайней мере для организации соответствующих исследований в различных областях действительности.
Следует подчеркнуть также, что общая теория безопасности государства не может не опираться на государственные и международные нормативно-правовые акты, регулирующие внутренние и внешние политические отношения.
Особую роль при этом играют Устав ООН, Договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ – 1, СНВ – 2), Договор об ограничении стратегических ядерных потенциалов (СНП), международные акты по вопросам безопасности, в частности документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975, 1992 гг.) и др.
Для развития общей теории безопасности государства в условиях российской действительности важное значение имеет Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации и другие государственные нормативно-правовые документы.
Соответственно своему предмету, задачам и месту в системе научных знаний общая теория безопасности государства использует определенную совокупность исследовательских методов.
При этом ей нет необходимости разрабатывать какие-то особые, сугубо специфические методы.
Она использует подходы, приемы, методики тех областей знаний, на которые опирается и с которыми взаимодействует, решая упомянутые ранее методологические проблемы.
Базовую, философскую основу применяемых методов составляют, как уже отмечалось, идеи и установки реализма, прагматизма, диалектики.
В их числе следует прежде всего назвать принципы: реалистичности, объективности, конкретности оценок, системности, опоры на практику и признание ее решающей роли при рассмотрении вопросов безопасности.
Особое значение для общей и специальных теорий безопасности государства имеют идеи и установки системного подхода.
Он необходим при решении упомянутых методологических задач – выяснения сути, места, роли общей и специальных теорий безопасности государства в системе научных знаний, определения содержания и соотношения исходных понятий.
В еще большей мере он нужен для анализа факторов опасности и сопоставления систем (теоретических моделей) безопасности.


[стр.,40]

Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Территориальные претензии Посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны Локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего в непосредственной близости от границ России Распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, увеличивающее возможность его применения (в том числе несанкционированного) Ущемление экономических интересов государства Посягательство на национальное достояние, в том числе природные богатства страны Нанесение ущерба экологической, информационной, технологической и другим системам жизнеобеспечения Качественное и количественное наращивание вооруженных сил и вооружений другими странами, расширение военных блоков и союзов в ущерб национальным интересам и безопасности России Вмешательство во внутренние дела государства Дискриминация граждан Российской Федерации в зарубежных странах Нападение на российские объекты, расположенные на территории зарубежных государств Национал-экстремизм, вооруженный сепаратизм, воинствующий фундаментализм Международный терроризм В рамках этой группы особую важность приобретает Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (25 июля 1998 г.
№ 130-ФЗ), который является базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с
терроризмом для правоохранительных и силовых органов Российской Федерации, особенно в условиях обострения обстановки на Северном Кавказе.
Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом
в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности.
В законе впервые даны расширенные трактовки таких понятий, как терроризм, террористическая деятельность и акция, контртеррористическая


[стр.,41]

операция и ряд других важных понятий, а также определены субъекты и их компетенция в борьбе с терроризмом, порядок проведения и руководство контртеррористическими операциями.
Вторая группа включает в себя угрозы несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц на сознание личности и общества.
В связи с этим в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г.
№ Пр-1895) сказано, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России,
реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности.
Третья группа предполагает угрозы праву и свободе личности: право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; право на интеллектуальную собственность и личную собственность на документированную информацию; право на личную тайну; право на защиту чести и достоинства и др.
В этом аспекте принципиально важным стало принятие Федерального закона «Об оружии» (13 декабря 1996 г.
№ 150-ФЗ), регулирующего правоотношения при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
Закон нацелен главным образом на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В системе правового обеспечения безопасности России важную роль играет правовое регулирование комплекса мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, повышению престижа военной службы, что особенно важно при переходе к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрактной основе.
Основными задачами в данной сфере являются правовое регулирование механизма реализации прав и льгот военнослужащих, установленных действующим законодательством, в частности Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и их реальное исполнение.
Принятые законодательные акты, регулирующие льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в процессе разработки бюджета зачастую не берутся в расчет, и соответствующее финансирование не предусматривается.
Невозможность реализации декларированных прав и льгот нагнетает социальную напряженность среди

[Back]