подтверждает и профессор Кельнского университета У. Матц, который определяет идеологию как «систему ценностей, выступающую в качестве политического мировоззрения»6263. Довольно часто характеристика ее сущности связывается с главным элементом политики —властью. Поэтому и основной акцент делается на то, 63 что «любая идеология является мировоззрением на службе у власти» . Рассматривая проблему формирования общей и признаваемой всеми в Российском многонациональном государстве системы целей, идей и интересов, наиболее целесообразно, по нашему мнению, использовать расширенное понятие национальной идеологии, когда оно характеризует не только национальные, но и социальные аспекты жизни конкретной этносоциальной общности, будь то нация-государство в виде мононационального или многонационального государства или нации-народы и национальности, входящие в состав последнего. В данном случае национальная идеология есть присущая этой этносоциальной (национальной) общности интегральная общественная идеология, рассматриваемая с обязательным учетом интересов как социального, так и соответствующего этнического компонента, т.е. национальных особенностей конкретного народа, нации (в любом смысле) и национальности64. Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством, но в то же время это и национальное государство русского народа. Русские, составляя 82 % населения России, являются в стране системообразующей нацией и несут особую историческую ответственность за становление российской государственности. f Матц У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна // Политические исследования. 1992. № 1—2. С. 131. 63 Ерофеев В.В. Воспитание посредством идеологической речи // Образ человека XX века. М., 1988. С. 131. 64Лунев С.И. Вызовы безопасности южных границ России. М., 1999. 75 |
Таким образом, мы можем утверждать, что именно общенациональная идеология, как система основополагающих ценностей, идей, целей и интересов, для всех народов, населяющих Россию, позволит обеспечить единство ценностных ориентаций индивида и государства, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных, территориальных, этнических и иных групп в нечто целое и укреплять безопасность государства. Это подтверждает и профессор Кельнского университета У. Матц, который определяет идеологию как «систему ценностей, выступающую в качестве политического мировоззрения»[28] . Довольно часто характеристика ее сущности связывается с главным элементом политики – властью. По-этому и основной аспект делается на то, что «любая идеология является мировоззрением на службе у власти»[29] . Рассматривая проблему формирования общей и признаваемой всеми в Российском многонациональном государстве системы целей, идей и ценностей, наиболее целесообразно, по-нашему мнению, использовать расширенное понятие национальной идеологии, когда оно характеризует не только национальные, но и социальные аспекты жизни конкретной этносоциальной общности, будь то нация-государство в виде мононационального или многонационального государства, или нации-народы и национальности, входящие в состав последнего. В этом случае национальная идеология есть присущая данной этносоциальной (национальной) общности интегральная общественная идеология, рассматриваемая с обязательным учетом как социального, так и соответствующего этнического компонента, т.е. национальных особенностей конкретного народа, нации (в любом смысле) и национальности. Российская Федерация является многонациональным государством, но в то же время – это и национальное государство русского народа. Русские, составляя 82% населения России, являются в стране системообразующей нацией и несут особую историческую ответственность за становление российской государственности. Как самые многочисленные и являющиеся системообразующим ядром всего Российского государства, они заинтересованы в улучшении национального самочувствия не только русских, но и всех национальностей, проживающих в России, так как без этого не может быть и речи о процветающей, сильной России, а следовательно, и успешного решения в ней русских национальных проблем. Таким образом, можно предположить, что общероссийская национально-государственная идеология должна быть органичным продолжением русской национальной идеологии – русской идеи. Но это не означает слепо следовать рассуждениям тех деятелей, которые призывают к более пристальному рассмотрению проблем именно русского народа в ущемление других народов России. Их доводы основаны на мнении о признании России, по западным меркам, мононациональным государством[30] . Однако стоит только взглянуть на не столь длинную историю демократической России, чтобы понять, насколько опасны подобные рассуждения. Отсутствие должного внимания и неправильный подход к решению национальных проблем способны породить острые, кровавые и затяжные конфликты (например, осетино-ингушский и чеченский и др.), на фоне которых еще больше обостряются существующие социально-экономический и общественно-политический кризисы в стране. Причем русские при таких конфликтах страдают даже в большей степени, чем другие народы. В ходе исследования базовых национальных ценностей российского общества неизбежно напрашивается вывод, что в самом общем виде его национальные ценности представляют собой ценности евразийской державы, обладающей уникальным материальным и духовным потенциалами, и поэтому сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное достояние во всех сферах жизни в виде философских, политических, религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей. Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты проблемы планетарной безопасности. М., 1992; Кругляков В. М. Проблемы формирования геополитических приоритетов России в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. М., 1998; Ощепков В.П. Китай и Россия в региональной геополитике северо-восточной Азии (80-е – 90-е гг.). М., 1997; Манилов В.Л. Безопасность в эпоху партнерства. М.: Терра, 1999; Мунтян М.А. Россия в третьей цивилизационной революции. М.: Изд. РАУ, 1993; Мухин Г.В. Проблема обеспечения национальной безопасности в современных условиях. М.: ВАХЗ, 1994; Першин А.А. Современные источники военной опасности и возможности предотвращения войн. М.: ВПА, 1980; Примаков Е.М. Перспективы расширения НАТО и интересы России: Доклад службы внешней разведки // Известия. 1993. 30 ноября; Проскурин С.А. Теоретико-методологические проблемы формирования внешнеполитического курса Российской Федерации в условиях меняющегося мира. М., 1997; Щеголев А.В. Геополитические аспекты обеспечения международной безопасности Российской Федерации. М., 1998 и др. [4] См.: Военная доктрина РФ. М., 2000; Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993; Концепция национальной безопасности РФ // Независимое военное обозрение. 2000. 14-20 января. № 1 (174); Концепция внешней политики РФ. М., 2000; Доктрина информационной безопасности РФ. М., 2000; О безопасности: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23; О государственной охране: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22; Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15; О национальной безопасности: Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета. 1996. 14 июня; Основы (Концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года и др. [5] См.: Макиавелли Н. О военном искусстве. М., 1934. [6] См.: Российская газета. 1994. 22 октября. [7] См.: Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рэндерс Й., Беренс В. Пределы роста. М., 1991. С. 63. [8] См.: Пегов С. А. Экологические аспекты геополитики \\ Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 135. [9] См.: Мухин И.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВАГШ, 2000. [10] См.: Khalilzad Zalmay M. Strategy and Defense Planning for the 21st Century // RAND, SM 1997. [11] См.: Ильин И.А. О сопротивлении злу // Новый мир. 1991. № 10. С. 202. [12] См.: Ideology and National Competitiveness. An Analysis of Nine Countries // Ed. by Lodge G., Vogel E. Boston, 1987. [13] См.: Русская идея. М., 1992. [14] См.: Лебон Г. Психология народов и масс. М.; СПб.: Макет, 1995. С. 113. [15] См.: Куда дрейфует Россия? // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2. С. 7. [16] См.: Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии // Материалы научно-теоретической конференции. М.: ВУ, 1998. [17] См.: Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения: опыт социологического анализа. М.: Мысль, 1988. С. 124-151. [18] См.: Шаран П. Сравнительная политология: В 2 ч. / Пер. с англ. Ч. 1. М., 1992. С. 22. [19] См.: Основы политологии: Курс лекций / Под ред. проф. В.П. Пугачева. М.: МГУ, Изд-во Знание, 1992. С. 155. [20] См.: Монахов Н.К., Рыжов О.А. Механизм влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал армии и флота // Военная мысль. 1999. № 2; Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997; Государственно-патриотическая идеология // Материалы научно-теоретичес-кой конференции. М.: ВУ, 1998; Подберезкин А.И., Макаров В.В. Стратегия для будущего Президента России. М.: Русский путь, 2000 и др. [21] См.: Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993. С. 4. [22] См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию. М., 1994. С. 6. [23] См.: Концепция национальной безопасности РФ. М., 2000. [24] См.: Обращение российских предпринимателей к главе Российского государства и ко всем ответственным политикам // Известия. 1999. 6 апр. [25] См.: Лебон Г. Психология народов и масс. М.; СПб.: Макет, 1995. С. 21. [26] См.: Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 426. [27] См.: Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч. В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 419. [28] См.: Матц У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1-2. С. 131. [29] См.: Ерофеев В.В. Воспитание посредством идеологической речи / Образ человека XX века: Рефер. сб. М.: ИНИОН, 1988. С. 131. [30] В качестве примера обычно ссылаются на Францию, где этнические французы составляют 82% населения, а остальные 18% являются национальными меньшинствами (бретонцы, баски, корсиканцы и др.). А в Великобритании англичане составляют еще меньше – 77% населения, в Испании – испанцы только 70%. [31] См.: Военная доктрина РФ. М.: Москва, 2000. |