Проверяемый текст
Федерализм в России. Под редакцией Рафаэля Хакимова. Казань - 2001
[стр. 88]

Думается, что оно является цивилизационным, типологическим качеством как конкретной человеческой личности, так и этнокультурных, этноконфессиональных сообществ.
Исходя из такого понимания национальной самоидентификации, следует не бороться с этническими моментами в государственном устройстве РФ, а вернуть понятиям «национализм» и «патриотизм» право на существование в их однозначном и синонимичном
значениях, освободить от эмоционально окрашенных бранных наслоений, которые появились в результате их длительного идеологизированного употребления.
Кстати, американские и европейские социологи более критично оценивают этническую ситуацию в своих странах, чем российские приверженцы
европоцентристкого федерализма.
Президент американского фонда Сахарова Эдвард Клайн, например, отмечает, что «Соединенные Штаты также имеют свой собственный комплекс проблем этнической политики и среди них —отношения белых и черных, права индейцев, статус Пуэрто-Рико, двуязычное обучение в
школах»75.
Он приходит к заключению, что процветающие и уверенные в своей руководящей планетарной роли США
движутся от модели «плавильного котла» к «культурному многообразию», т.е.
от их фундаментальной веры в ассимиляцию к принятию личной этнической автономии.
Более того, в США еще в 1972 г.
был принят закон, который явился «официальным признанием
этичности как позитивной и конструктивной силы американского общества».
Здесь в качестве модели бесконфликтного этносоциального развития страны принята концепция «культурного плюрализма».
Ее содержание сводится к признанию существования в рамках одного этнополитического организма различных
национальных общностей с присущими им элементами быта и культуры.
«Культурный плюрализм» как поли75 Клайн Э.
Самоопределение наций: созидание или опасная забава? // Общественные науки и современность.
1993.

№ 2.
С.
161.
88
[стр. 190]

190 Федерализм в России ных конфликтов в противоречиях промышленно развитого Севера и отсталого Юга, которые ведут к кризису построенных на неодарвинистских принципах («выживает сильнейший») европоцентристского глобализма, гегемонизма и универсализма.91 Новейшая история наглядно демонстрирует, что ни расширение информационного поля, ни единый рынок, ни рост образовательного уровня населения не ослабляют тенденции к национальной индивидуализации, стремления народов к этнической субъектности и самоидентификации.
Думается, что оно является общецивилизационным, типологическим качеством как конкретной человеческой личности, так и этнокультурных, этноконфессиональных сообществ.
Исходя из такого понимания национальной самоидентификации, следует не бороться с этническими моментами в государственном устройстве РФ, а вернуть понятиям «национализм» и «патриотизм» право на существование в их однозначном и синонимичном
значении, освободить их от эмоционально окрашенных бранных наслоений, которые появились в результате их длительного идеологизированного употребления.
Кстати, американские и европейские социологи более критично оценивают этническую ситуацию в своих странах, чем российские приверженцы
европоцентристского федерализма.
Президент американского фонда Сахарова Эдвард Клайн, например, отмечает, что «Соединенные Штаты также имеют свой собственный комплекс проблем этнической политики, и среди них отношения белых и черных, права индейцев, статус Пуэрто-Рико, двуязычное обучение в
школах».92 Он приходит к заключению, что процветающие и уверенные в своей руководящей планетарной роли США, «кажется, движутся от модели «плавильного котла» к «культурному многообразию», т.е.
от их фундаментальной веры в ассимиляцию к принятию личной этнической автономии».93 Более того, в США еще в 1972 г.
был принят закон, который явился «официальным признанием
этничности как позитивной и конструктивной силы американского общества».
Здесь в качестве модели бесконфликтного этносоциального развития страны принята концепция «культурного плюрализма».94 Ее содержание сводится к признанию существования в рамках одного этнополитического организма различных
нацио91 См.: Мушакодзи.
Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление.//«Полис».
1991-3.
92 Цит.
по: Клайн Э.
Самоопределение наций: созидание или опасная забава? //Общественные науки и современность.
1993-2,
с.164.
93 Там же, с.163.
94 Kallen H.
Cultural Pluralism and American Idea: an Essay in Social Philosophy.
Philadelphia.
1956.

[Back]