37 ста от конкретных условий на первый план могут выдвигаться различные методы. Одновременно патриотическое воспитание всегда должно рассматриваться в комплексе с другими направлениями воспитания. Идея патриотизма косвенно пронизывает организацию и содержание всей воспитательной работы с личным составом армии. Тем не менее, анализ и изучение литературы, результаты обработки полученной автором в ходе эксперимента информации позволяют определить воспитание патриотизма у личного состава армии как направленность образовательного и воспитательного процесса, повседневной жизнедеятельности на формирование готовности военнослужащих к проявлению патриотических качеств и чувств в изменяющихся условиях нашего государства. Рассматривая сущность патриотического воспитания воинов, необходимо также отметить, что защита своего Отечества издревле у народов России рассматривалась как высшая обязанность человека. Практика свидетельствует, что общественное сознание россиян давно и прочно связало воедино понятия патриотизм и выполнение воинского долга по защите Родины. В понятии “долг” выражаются предъявляемые к военнослужащему социальные требования, оформленные для него в осознанные и конкретные моральные обязанности. Поэтому патриотический долг, выражающий обязанность гражданина защищать свое Отечество, правомерно назвать воинским, основные требования которого изложены в особом юридическом документе военной присяге и заключающиеся в: преданности Родине и своему народу; дисциплинированности, честности, храбрости и бдительности; твердом знании, умелом и добросовестном выполнении своих служебных обязанностей. В этой связи правомерно сделать вывод о том, что патриотизм и воинский долг являются сопряженными понятиями. Воинский долг, представляя собой сложное духовнопрактическое образование, выражает деятельное отношение воина к своему Отечеству и через содержание патриотического воспитания формирует у молодого человека патриотическое сознание. |
7 ния, обосновываются критерии, показатели и уровни военно-патриотического воспитания будущих офицеров. Можно констатировать, что в настоящее время имеет место противоречие между объективной необходимостью подготовки курсантов военных вузов в духе патриотизма в целях эффективного выполнения ими служебно-боевых задач в изменившихся современных геополитических условиях и неразработанностью вопросов данной научной проблемы в рамках образовательного процесса высшей военной школы. Из этого вытекает проблема исследования: каковы социальнопедагогические условия формирования патриотических качеств и чувств у будущих офицеров. Объект исследования процесс военно-патриотической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений к профессиональной деятельности в войсках. Предмет исследования состав и особенности комплекса социально-педагогических условий военно-патриотической подготовки офицеров в образовательно-воспитательном процессе и повседневной жизнедеятельности подразделений. Военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе не происходит само по себе. Это длительный, сложный, противоречивый процесс, предполагающий разработку и реализацию специальной целевой программы. Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность комплекса социально-педагогических условий военнопатриотической подготовки будущих офицеров в образовательном процессе вузов и при выполнении служебно-боевых задач. Гипотеза исследования процесс формирования патриотических качеств, чувств у будущих офицеров может быть результативным при реализации следующих социально-педагогических условий: • направленности образовательного и воспитательного процесса, повседневной жизнедеятельности на формирование готовности военнослужащих к проявлению патриотических качеств и чувств в изменяющихся геополитических условиях; 34 от уставных требований и тем самым личный состав ориентируется на безоговорочное выполнение ими своего воинского долга. Результативность применения такого метода возрастает при условии поддержки его применения воинским коллективом и общественными организациями части. Необходимо подчеркнуть, что принуждение, как метод в патриотическом воспитании это не подавление личности воина, навязывание ему высоких чувств патриотизма, а вынужденная мера воздействия, т.к. этого требуют интересы Родины. Военнослужащий не имеет права игнорировать выполнение служебных обязанностей по каким-либо субъективным и объективным причинам, так как это может нанести непоправимый урон боеготовности части и безопасности Отечества. В связи с этим сами цели, задачи и содержание патриотического воспитания личного состава частей и подразделений направлены на недопущение этого. Применение метода примера объективно отражает то, что непосредственными субъектами патриотического воспитания военнослужащих выступают все старшие командиры и начальники, воинский коллектив, общественные организации. Наглядным примером для личного состава всегда выступает личность командира части, его заместителей, всех офицеров и старших товарищей Их авторитет, прежде всего, складывается из человеческих качеств воспитателя, круга интересов, эрудиции, профессиональной подготовки, умения стойко переносить все трудности социально-бытовых условий воинской службы. Для формирования патриотического сознания воинов очень важно, чтобы высокие слова о Родине, о воинском долге, чести военнослужащего ВС РФ, звучащие из уст начальников, никогда не расходились с их практическими делами. Единство слова и дела залог успешного применения метода личного примера. Анализируя методы патриотического воспитания личного состава частей и подразделений, необходимо отметить, что ни один из них не следует абсолютизировать, их ценность в совокупности применения, во взаимосвязи. В зависимости от конкретных условий на первый план могут выдвигаться различные методы. Одновременно патриотическое воспитание всегда должно рассматриваться в комплексе с другими направлениями воспитания. Идея патриотизма косвенно пронизывает организацию и содержание всей воспитательной работы с личным составом армии. Тем не менее, анализ и изучение литературы, результаты обработки полу 35 ченной автором в ходе эксперимента информации позволяют определить воспитание патриотизма у личного состава армии как целенаправленную систематическую деятельность, прежде всего государства, его институтов и учреждений, общественных организаций, а также отдельных воспитателей по формированию и развитию у военнослужащих патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении воинского долга. Рассматривая сущность патриотического воспитания воинов, необходимо также отметить, что защита своего Отечества издревле у народов России рассматривалась как высшая обязанность человека. Практика свидетельствует, что общественное сознание россиян давно и прочно связало воедино понятия патриотизм и выполнение воинского долга по защите Родины. В понятии “долг” выражаются предъявляемые к военнослужащему социальные требования, оформленные для него в осознанные и конкретные моральные обязанности. Поэтому патриотический долг, выражающий обязанность гражданина защищать свое Отечество, правомерно назвать воинским, основные требования которого изложены в особом юридическом документе Военной присяге и заключающиеся в: преданности Родине и своему народу; дисциплинированности, честности, храбрости и бдительности; твердом знании, умелом и добросовестном выполнении своих служебных обязанностей. В этой связи правомерно сделать вывод о том, что патриотизм и воинский долг являются сопряженными понятиями. Воинский долг, представляя собой сложное духовно-практическое образование, выражает деятельное отношение воина к своему Отечеству и через содержание патриотического воспитания формирует у молодого человека патриотическое сознание. Патриотическое сознание является философской категорией, но в то же время, особенно в последние годы, оно является предметом исследований педагогической науки, так как является исходным пунктом осмысленной патриотической деятельности в процессе выполнения служебно-боевых задач и во внеслужебное время, помогает ему развивать, реализовывать духовные, нравственные и социальные ценности, выражающиеся в: • осознании личной ответственности за сохранение жизни на земле, за судьбу человечества, понимании того, что исходным условием бытия в современ |