Проверяемый текст
Уткин, Василий Евгеньевич; Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях (Диссертация 2000)
[стр. 53]

53 достижений страны.
Их позиция получила название “русской идеи” в плане выбора пути, по которому предстояло идти стране в XIX начале XX века.
Это послужило своеобразной теоретической основой формирования патриотических воззрений в России не только среди передовой части интеллигенции, но, на основе их произведений, среди широких народных масс.

Революционные потрясения в странах Запада в 1848-1849 годах способствовали
форхмированию в России жесткого подхода по противопоставлению «русской идеи» основным началам европейской цивилизации (А.Герцен, Н.Даиилевский, Ф.Достоевский и др.).
По их мнению, ключевой принцип славянофильского понимания «русской идеи» как альтернативной идее Запада, «...заключается в утверждении самобытных начал обеих цивилизаций, пропасть между которыми все время расширяется по мере исторического развития (преимущественно западного) и приводит в итоге к конфликтному противостоянию»
/118, с.
143/.
Рассматривая историю как сферу проявления различных национальных идей,
Е.Демидова обусловливает приоритет России тем, что она единственная обладает «здравым» общественно экономическим строем, обеспечивающим ей устойчивость (общинное земледелие).
Огромное значение имеет и религиозное превосходство славянства над Западом: «Русскому и большинству прочих славянских народов достался исторический жребий...
быть продолжателями великого дела, выпавшего на долю Израиля и Византии,
быть народами богоизбранными» /34/.
Иное звучание приобретает «русская идея» у
Н.Леонова.
Он полагал, что «...здание Европейской культуры было гораздо обширнее и богаче всех предыдущих цивилизаций»
/58, с.
181/ и что «...европейское наследство...
до того высоко, что история еще ничего не представляла подобного»
/58, с.
182/.
При этом Леонов весьма скептически относится к прошлому и даже (в отличие от многих других отечественных мыслителей) к будущему России.
В противовес
леоновской парадигме возникли принципиально иные
[стр. 58]

Понимание долга перед отечеством мы находим в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве», сказании о Куликовской битве и других летописях древней Руси.
Например, в «Повести временных лет», составленной монахом КиевоПечерского монастыря Нестором {около 1113г.) сказано, что перед началом сражения с превосходящим в десять раз монголо-татарским войском русский князь Святослав призывал ратников: «Нам некуда уже деться.
Отступить значит отдать на поругание землю нашу.
Хотим мы или не хотим должны сражаться.
Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не имут позора .
».
Начиная с эпохи Петра 1 стала формироваться истинно русская армия, патриотическое воспитание которой основывалось на том, что защитники родины служат не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского /2, с.
84/.
«Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой.
* И так не должны вы помышлять, что сражаясь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество...
А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Немалый интерес представляет собой феномен русского патриотизма в период Отечественной войны 1812 года.
По своей структуре он был неоднозначен в силу своего классового характера.
Генералы и офицеры представляли высший слой общества дворянство, а солдаты простой народ (крестьяне, ремесленники, рабочие).
Однако для тех и других свободная, неделимая Россия была одинаково любима и дорога, а массовый героизм всех сословий яркое подтверждение этому.
После Петровских преобразований и разгрома Наполеона, когда Россия включилась в европейский процесс на новом уровне, обострились проблемы её дальнейшего развития и места в мировой цивилизации.
Лучшие умы России: А.С.Пушкин, Н.М.Карамзин, И.В.Киреевский, А.И.Герцен, Ф.М.Достоевский, Н.Е.Данилевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, П.А.Сорокин выступили в защиту экономических и культурных достижений страны.
Их позиция получила название “русской идеи” в плане выбора пути, по которому предстояло идти стране в XIX начале XX века.
Это послужило своеобразной теоретической основой формирования патриотических воззрений в России не только среди передовой части интеллигенции, но, на основе их произведений, среди широких народных масс.


[стр.,59]

59 Революционные потрясения в странах Запада в 1848-1849 годах способствовали формированию в России жесткого подхода по противопоставлению «русской идеи» основным началам европейской цивилизации (А.Герцен, Н.Данилевский, ФДостоевский и др.).
По их мнению, ключевой принцип славянофильского понимания «русской идеи» как альтернативной идее Запада, «...заключается в утверждении самобытных начал обеих цивилизаций, пропасть между которыми все время расширяется по мере исторического развития (преимущественно западного) и приводит в итоге к конфликтному противостоянию»/!
18, с.
73/.
Рассматривая историю как сферу проявления различных национальных идей,
Н.Данилевский обусловливает приоритет России тем, что она единственная обладает «здравым» общественно экономическим строем, обеспечивающим ей устойчивость (общинное земледелие).
Огромное значение имеет и религиозное превосходство славянства над Западом: «Русскому и большинству прочих славянских народов достался исторический жребий...
быть продолжателями великого дела, выпавшего на долю Израиля и Византии,
бьггь народами богоизбранными»/46, с.
525/.
Иное звучание приобретает «русская идея» у
К.Леонтьева.
Он полагал, что «...здание Европейской культуры было гораздо обширнее и богаче всех предыдущих цивилизаций»/84,
с.
181/ и что «...европейское наследство...
до того высоко, что история еще ничего не представляла подобного»/84,
с.
182/.
При этом Леонтьев весьма скептически относится к прошлому и даже (в отличие от многих других отечественных мыслителей) к будущему России.
В противовес
леонтьевской парадигме возникли принципиально иные варианты интерпретации «русской идеи».
Одним из них явилась концепция Н.Федорова.
Ключевым положением её является утверждение о фундаментальной разделенности мира на «Восток» и «Запад».
Для Федорова «...история есть «восточный вопрос», вопрос об ополчении Востока на Запад или Запада на Восток есть борьба между Востоком и Западом не на живот, а на смерть» /141, с.
216/.
Весьма плодотворное развитие получила «русская идея» и, прежде всего, ее патриотический компонент во взглядах В.Соловьева: «Мы должны любить все народности, как свою собственную.
Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство...» /141, с.
378/.

[Back]