Проверяемый текст
Уткин, Василий Евгеньевич; Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях (Диссертация 2000)
[стр. 54]

варианты интерпретации «русской идеи».
Одним из них явилась концепция
A.Щербакова.
Ключевым положением её является утверждение о фундаментальной разделенности мира на «Восток» и «Запад».
Для
Щербакова «...история есть «восточный вопрос», вопрос об ополчении Востока на Запад или Запада на Восток есть борьба между Востоком и Западом не на живот, а на смерть» /161/.
Весьма плодотворное развитие получила «русская идея» и, прежде всего, ее патриотический компонент во взглядах В.Соловьева: «Мы должны любить все народности, как свою собственную.
Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство...»
/117, с.
378/.
Благодаря В.Соловьеву, в основе методологии разработки «русской идеи» которого находился принцип нравственности и гуманизма, очень созвучный нашему времени, в ней удалось разрешить многие противоречия применительно к проблеме формирования патриотизма.
Кроме этого, в лице
B.Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков.
Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители конца XIX начала XX веков: Л.Н.Толстой, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, П.А.Флоренский.
Многосторонний выразитель идей патриотизма И.А.Ильин писал, что патриотизм присущ той душе, которая живым опытом испытала объективное и безусловное достоинство своего предмета; такая душа предметно знает, что любимое ею есть высшая на свете
прекрасиость, живая в людях и творящаяся через людей, и огонь этого чувства загорается в ней от одного, простого, но подлинного касания к духовному предмету /117, с.
320/.
Позиция Л.Н.Толстого в отношении патриотизма (можно сказать, слишком либеральная) выражена в статье «Патриотизм или мир?» (1896).
В
[стр. 59]

59 Революционные потрясения в странах Запада в 1848-1849 годах способствовали формированию в России жесткого подхода по противопоставлению «русской идеи» основным началам европейской цивилизации (А.Герцен, Н.Данилевский, ФДостоевский и др.).
По их мнению, ключевой принцип славянофильского понимания «русской идеи» как альтернативной идее Запада, «...заключается в утверждении самобытных начал обеих цивилизаций, пропасть между которыми все время расширяется по мере исторического развития (преимущественно западного) и приводит в итоге к конфликтному противостоянию»/! 18, с.
73/.
Рассматривая историю как сферу проявления различных национальных идей, Н.Данилевский обусловливает приоритет России тем, что она единственная обладает «здравым» общественно экономическим строем, обеспечивающим ей устойчивость (общинное земледелие).
Огромное значение имеет и религиозное превосходство славянства над Западом: «Русскому и большинству прочих славянских народов достался исторический жребий...
быть продолжателями великого дела, выпавшего на долю Израиля и Византии, бьггь народами богоизбранными»/46, с.
525/.
Иное звучание приобретает «русская идея» у К.Леонтьева.
Он полагал, что «...здание Европейской культуры было гораздо обширнее и богаче всех предыдущих цивилизаций»/84, с.
181/ и что «...европейское наследство...
до того высоко, что история еще ничего не представляла подобного»/84, с.
182/.
При этом Леонтьев весьма скептически относится к прошлому и даже (в отличие от многих других отечественных мыслителей) к будущему России.
В противовес леонтьевской парадигме возникли принципиально иные варианты интерпретации «русской идеи».
Одним из них явилась концепция
Н.Федорова.
Ключевым положением её является утверждение о фундаментальной разделенности мира на «Восток» и «Запад».
Для
Федорова «...история есть «восточный вопрос», вопрос об ополчении Востока на Запад или Запада на Восток есть борьба между Востоком и Западом не на живот, а на смерть» /141, с.
216/.
Весьма плодотворное развитие получила «русская идея» и, прежде всего, ее патриотический компонент во взглядах В.Соловьева: «Мы должны любить все народности, как свою собственную.
Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство...»
/141, с.
378/.


[стр.,60]

Благодаря В.Соловьеву, в основе методологии разработки «русской идеи» которого находился принцип нравственности и гуманизма, очень созвучный нашему времени, в ней удалось разрешить многие противоречия применительно к проблеме формирования патриотизма.
Кроме этого, в лице
В.Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков.
Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители конца XIX начала XX веков: Л.Н.Толстой, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, ПА.
Флоренский.
Многосторонний выразитель идей патриотизма И.А.Ильин писал, что патриотизм присущ той душе, которая живым опытом испытала объективное и безусловное достоинство своего предмета; такая душа предметно знает, что любимое ею есть высшая на свете
прекрасность, живая в людях и творящаяся через людей, и огонь этого чувства загорается в ней от одного, простого, но подлинного касания к духовному предмету/59, с.
320/.
Позиция Л.Н.Толстого в отношении патриотизма (можно сказать, слишком либеральная) выражена в статье «Патриотизм или мир?» (1896).
В
ней он писал: «Патриотизм это пережиток варварских времен»/149, с.
45/.
«До тех пор, пока мы будем восхваливать патриотизм, воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую, и духовную жизнь народа, будут и войны»/149, с.51/.
Однако писатель определил и те ограничители, которые могут остановить войну.
«Если над людьми, писал он, не стоит никакого ни нравственного, ни религиозного ограничения, то разве не очевидно, что такие люди будут воевать всегда»/149, с.
46/.
Именно поэтому Л.Н.Толстой, с нашей точки зрения, в целом положительно оценивая это явление в сознании и поведении человечества, одновременно призывая его к благоразумию и терпимости друг к другу, стремился как бы определить рамки патриотизма нравственными и религиозными началами.
Велика роль и заслуга Петра I в деле воспитания патриотизма у молодого поколения.
Величие и могущество, которых достигла Россия при его правлении, не были щедрым божьим даром.
Они явились результатом колоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны.
Царь Петр I приложил огромные усилия, чтобы сделать её мировой державой.
Выше всего Петр I ставил нрав

[Back]