55 ней он писал: «Патриотизм это пережиток варварских времен» /117, с. 45/. «До тех пор, пока мы будем восхваливать патриотизм, воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую, и духовную жизнь народа, будут и войны» /117, с.51/. Однако писатель определил и те ограничители, которые могут остановить войну. «Если над людьми, писал он, не стоит никакого ни нравственного, ни религиозного ограничения, то разве не очевидно, что такие люди будут воевать всегда» /117, с. 46/. Именно поэтому Л.Н.Толстой, с нашей точки зрения, в целом положительно оценивая это явление в сознании и поведении человечества, одновременно призывая его к благоразумию и терпимости друг к другу, стремился как бы определить рамки патриотизма нравственными и религиозными началами. Велика роль и заслуга Петра I в деле воспитания патриотизма у молодого поколения. Величие и могущество, которых достигла Россия при его правлении, не были щедрым божьим даром. Они явились результатом колоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны. Царь Петр 1 приложил огромные усилия, чтобы сделать её мировой державой. Выше всего Петр I ставил нравственное воспитание армии. Он указывал, что все материальные условия есть не более как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент («безконфузство»). Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, являлись дисциплина, требование от офицеров твердого характера. сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству. «В службе честь» вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь русского офицерства, ставший основой воспитательной работы. С первых шагов создания регулярной русской армии активное участие в патриотическом воспитании солдат и офицеров принимало духовенство. В 1716 году впервые в уставах русской армии появляются отдельные главы «О |
Благодаря В.Соловьеву, в основе методологии разработки «русской идеи» которого находился принцип нравственности и гуманизма, очень созвучный нашему времени, в ней удалось разрешить многие противоречия применительно к проблеме формирования патриотизма. Кроме этого, в лице В.Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту, представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков. Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители конца XIX начала XX веков: Л.Н.Толстой, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, ПА. Флоренский. Многосторонний выразитель идей патриотизма И.А.Ильин писал, что патриотизм присущ той душе, которая живым опытом испытала объективное и безусловное достоинство своего предмета; такая душа предметно знает, что любимое ею есть высшая на свете прекрасность, живая в людях и творящаяся через людей, и огонь этого чувства загорается в ней от одного, простого, но подлинного касания к духовному предмету/59, с. 320/. Позиция Л.Н.Толстого в отношении патриотизма (можно сказать, слишком либеральная) выражена в статье «Патриотизм или мир?» (1896). В ней он писал: «Патриотизм это пережиток варварских времен»/149, с. 45/. «До тех пор, пока мы будем восхваливать патриотизм, воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую, и духовную жизнь народа, будут и войны»/149, с.51/. Однако писатель определил и те ограничители, которые могут остановить войну. «Если над людьми, писал он, не стоит никакого ни нравственного, ни религиозного ограничения, то разве не очевидно, что такие люди будут воевать всегда»/149, с. 46/. Именно поэтому Л.Н.Толстой, с нашей точки зрения, в целом положительно оценивая это явление в сознании и поведении человечества, одновременно призывая его к благоразумию и терпимости друг к другу, стремился как бы определить рамки патриотизма нравственными и религиозными началами. Велика роль и заслуга Петра I в деле воспитания патриотизма у молодого поколения. Величие и могущество, которых достигла Россия при его правлении, не были щедрым божьим даром. Они явились результатом колоссального напряжения всех материальных и духовных сил народа и страны. Царь Петр I приложил огромные усилия, чтобы сделать её мировой державой. Выше всего Петр I ставил нрав 61 •ф. ственное воспитание армии. Он указывал, что все материальные условия есть не более как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент («безконфузство»). Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, являлись дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству. «В службе честь» вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь русского офицерства, ставший основой воспитательной работы. С первых шагов создания регулярной русской армии активное участие в патриотическом воспитании солдат и офицеров принимало духовенство. В 1716 году’ впервые в уставах русской армии появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности и обязанности по нравственному и патриотическому воспитанию. Многие полководцы и военачальники, генералы и офицеры русской армии тесно контактировали с Православной церковью в вопросах воспитания, являясь сторонниками национально патриотических идей, проводя обучение и воспитание подчиненных с учетом национальных особенностей своей армии. Они стремились воспитывать у воинов чувство патриотизма, сознательного отношения к своему' воинскому долгу, собственного достоинства, смелости, инициативы, послушания и субординации. Наиболее ярко и полно это воплотилось в военно-педагогической деятельности П.А.Румянцева, А.В.Суворова, Г.А.Потемкина, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, М.И.Драгомирова, И.Д.Скобелева и других русских военачальников. Кодекс поведения офицера Российской армии отражал высшие нравственные нормы поведения гражданина России и, прежде всего, как защитника Отечества. Появление в первой четверти XIX века «Военного журнала» дало возможность открыто обсуждать и теоретически осмысливать проблемы патриотического воспитания молодых офицеров /106, 113, 114, 129/. С первых номеров этого печатного органа настойчиво проводилась идея преемственности развития взглядов по этому вопросу, начиная с эпохи Петра I. ф По мнению генерала Русанова, воик должен знать, что «...праотцы и предки его для славы своего Отечества, для безопасности своих сограждан голод, жажду, труды и смерть ни во что вменяли; они стократно поражали татар, турок, персов, |