Проверяемый текст
Уткин, Василий Евгеньевич; Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях (Диссертация 2000)
[стр. 56]

56 священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности и обязанности по нравственному и патриотическому воспитанию.
Многие полководцы и военачальники, генералы и офицеры русской армии тесно контактировали с Православной церковью в вопросах воспитания, являясь сторонниками национально патриотических идей, проводя обучение и воспитание подчиненных с учетом национальных особенностей своей армии.
Они стремились воспитывать у воинов чувство патриотизма, сознательного отношения к своему воинскому долгу, собственного достоинства, смелости, инициативы, послушания и субординации.
Наиболее ярко и полно это воплотилось в военно-педагогической деятельности П.А.Румянцева, А.В.Суворова, Г.А.Потемкина, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, М.И.Драгомирова, И.Д.Скобелева и других русских военачальников.
Кодекс поведения офицера Российской армии отражал высшие нравственные нормы поведения гражданина России и, прежде всего, как защитника Отечества.
Появление в первой четверти XIX века «Военного журнала» дало возможность открыто обсуждать и теоретически осмысливать проблемы патриотического воспитания молодых офицеров
/19, 20, 21, 22/.
С первых номеров этого печатного органа настойчиво проводилась идея преемственности развития взглядов по этому вопросу, начиная с эпохи Петра I.

По мнению генерала Русанова, воин должен знать, что «...праотцы и предки его для славы своего Отечества, для безопасности своих сограждан голод, жажду, труды и смерть ни во что вменяли; они стократно поражали татар, гурок, персов, шведов, пруссаков, поляков, французов; грудь их была крепкою и непреодолимую стеною противу всех вражеских усилий.
Все сие он должен хранить в своей памяти, подражать столь достохвальным примерам...»
/21, с.
16/.
Важный вклад в развитие взглядов на патриотическое воспитание
[стр. 61]

61 •ф.
ственное воспитание армии.
Он указывал, что все материальные условия есть не более как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент («безконфузство»).
Средствами для воспитания высоких нравственных начал в русской армии, по его мнению, являлись дисциплина, требование от офицеров твердого характера, сознательного отношения к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству.
«В службе честь» вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь русского офицерства, ставший основой воспитательной работы.
С первых шагов создания регулярной русской армии активное участие в патриотическом воспитании солдат и офицеров принимало духовенство.
В 1716 году’ впервые в уставах русской армии появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности и обязанности по нравственному и патриотическому воспитанию.
Многие полководцы и военачальники, генералы и офицеры русской армии тесно контактировали с Православной церковью в вопросах воспитания, являясь сторонниками национально патриотических идей, проводя обучение и воспитание подчиненных с учетом национальных особенностей своей армии.
Они стремились воспитывать у воинов чувство патриотизма, сознательного отношения к своему' воинскому долгу, собственного достоинства, смелости, инициативы, послушания и субординации.
Наиболее ярко и полно это воплотилось в военно-педагогической деятельности П.А.Румянцева, А.В.Суворова, Г.А.Потемкина, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, М.И.Драгомирова, И.Д.Скобелева и других русских военачальников.
Кодекс поведения офицера Российской армии отражал высшие нравственные нормы поведения гражданина России и, прежде всего, как защитника Отечества.
Появление в первой четверти XIX века «Военного журнала» дало возможность открыто обсуждать и теоретически осмысливать проблемы патриотического воспитания молодых офицеров
/106, 113, 114, 129/.
С первых номеров этого печатного органа настойчиво проводилась идея преемственности развития взглядов по этому вопросу, начиная с эпохи Петра I.

ф По мнению генерала Русанова, воик должен знать, что «...праотцы и предки его для славы своего Отечества, для безопасности своих сограждан голод, жажду, труды и смерть ни во что вменяли; они стократно поражали татар, турок, персов,

[стр.,62]

шведов, пруссаков, поляков, французов; грудь их была крепкою и непреодолимую стеною противу всех вражеских усилий.
Все сие он должен хранить в своей памяти, подражать столь достохвальным примерам...»/103,
с.
16/.
Важный вклад в развитие взглядов на патриотическое воспитание
воинов внесли декабристы, бывшие в большинстве своем образованнейшими офицерами.
Передовые люди своей эпохи П.И.Пестель, В.Ф.Раевский, М.Ф.Орлов и многие другие их товарищи обратили особое внимание на нравственное и патриотическое воспитание солдат.
Воспитание они основывали на принципе гуманности, уважения личности солдата и заботе о его материальных и духовных потребностях.
Заботясь об умственном развитии солдат, декабристы распространяли среди них грамотность.
Что касается воспитания боевых и патриотических качеств у воинов, то декабристы считали, что это лучше всего делать на основе принципов и методов, разработанных П.А.Румянцевым, А.В.Суворовым и М.И.Кутузовым.
Рассматривая воинов как защитников Отечества, они большое внимание уделяли военнонравственному их воспитанию, что включало привитие воинам патриотизма, чувства воинского долга и воинской чести, дисциплинированности, трудолюбия, бережного отношения к оружию, товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки, любви к своей части, уважительного отношения к мирному населению.
Так, П.А.Румянцев в приказах по войскам неизменно требовал не чинить «никакого насилия и озлобления» мирному населению, обходиться с ним «со всяким снисхождением, а не жестокостью», не допускать грабежей и т.д.
Румянцев гордился, что его войска именно так и поступали, приобретая тем самым «его любовь и доверенность».
Чтобы внушить войскам веру в победу над врагом, А.В.Суворов часто напоминал солдатам о прошлых славных победах, в обращении употреблял такие выражения, как: «Орлы русские! Неприятель от вас дрожит», «Работать быстро, скоро, храбро, по-русски», «Мы русские мы победим».
В основу военно-нравственного воспитания войск М.И.Кутузов положил идею освобождения Родины от иноземных захватчиков, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагу, традиции боевой доблести русских воинов, идею единства армии и народа.

[Back]