58 С именем выдающегося военного деятеля России М.И.Драгомирова связано появление и становление в русской армии целой военнопедагогической школы. Основываясь на большом опыте службы в войсках, М.И.Драгомиров теоретически обосновал важнейшую категорию патриотического воспитания «нравственная упругость» /48,55/. Содержание данной категории по своей сущности глубоко патриотично, так как она подразумевала, по мере необходимости, во имя защиты Отечества сознательное и решительное самопожертвование на поле брани со стороны офицеров и солдат, или же способность выдерживать сильные психические и нравственные нагрузки, сохраняя при этом свою целостность и мг новенно восстанавливать «первоначальную форму», заложенную воспитанием после прекращения отрицательного воздействия /48/. Исследование М.Ю.Зеленкова показало, что М.И.Драгомиров очень высоко оценивал возможности патриотического воспитания воинов, выделяя три следующие стороны: «воспитание ума и воли, воспитание нравственное и физическое» /47, с.7/. Наиболее характерным для патриотического воспитания военнослужащих в русской армии являлось: опора на национальные традиции и обычаи; широкое использование воинских ритуалов, государственной, военной символики и церковных обрядов; бережное отношение к истории регулярной армии, пропаганда ее героического прошлого; реализация прогрессивных демократических традиций во взаимоотношениях начальников и подчиненных; использование лучших традиций русской армии (любовь к Родине, готовность с оружием в руках защищать ее, верность присяге и воинскому долгу, самоотверженность и самопожертвование, войсковое товарищество, преданность воинской части и полковому знамени). В русской армии многое делалось для развития этих воинских традиций, ритуалов, пропаганды истории воинских частей. По погонам, эмблемам, нагрудным знакам, знаменам, другой атрибутике можно было легко |
63 С именем выдающегося военного деятеля России М.И.Драгомирова связано появление и становление в русской армии целой военно-педагогической школы. Основываясь на большом опыте службы в войсках, М.И.Драгомиров теоретически обосновал важнейшую категорию патриотического воспитания «нравственная упругость» /53, с. 51/. Содержание данной категории по своей сущности глубоко патриотично, так как она подразумевала, по мере необходимости, во имя защиты Отечества сознательное и решительное самопожертвование на поле брани со стороны офицеров и солдат, или же способность выдерживать сильные психические и нравственные нагрузки, сохраняя при этом свою целостность и мгновенно восстанавливать «первоначальную форму», заложенную воспитанием после прекращения отрицательного воздействия /53, с. 51/. Исследование Д.И.Земскова показало, что М.И.Драгомиров очень высоко оценивал возможности патриотического воспитания воинов, выделяя три следующие стороны: «воспитание ума и воли, воспитание нравственное и физическое» /53, с. 47, 49/. Наиболее характерным для патриотического воспитания военнослужащих в русской армии являлось: опора на национальные традиции и обычаи, широкое использование воинских ритуалов, государственной, военной символики и церков% ных обрядов; бережное отношение к истории регулярной армии, пропаганда ее героического прошлого; реализация прогрессивных демократических традиций во взаимоотношениях начальников и подчиненных; использование лучших традиций русской армии (любовь к Родине, готовность с оружием в руках защищать ее, верность присяге и воинскому долгу, самоотверженность и самопожертвование, войсковое товарищество, преданность воинской части и полковому знамени). В русской армии многое делалось для развития этих воинских традиций, ритуалов, пропаганды истории воинских частей. По погонам, эмблемам, нагрудным знакам, знаменам, другой атрибутике можно было легко определить, к какому полку относится военнослужащий. Каждый полк имел свои отличия в форме одежды. Выпускались специальные книги, посвященные юбилею знаменитых полков, которые находились под покровительством царя, великих князей. ^ Многочисленные предложения по вопросам патриотического воспитания и службы военнослужащих русской армии содержатся в работах В. Герштейнцвейга «О патриотическом воспитании в кадетских корпусах», Д. Парского «Причины |