60 героя» /103, с.20/. И в качестве вывода высказывалась мысль о том, что «... только тот может всею душою любить свою Родину, защищать ее до последней капли крови, кто знает ее прошлое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой дорогой ценой досталось благополучие страны» /102, с.20/. Данные выводы и приведенные ранее результаты историко-педагогического исследования источниковой базы по патриотическому воспитанию воинов первой половины XX века свидетельствуют, что анализ причин поражения в русско-японской войне, сделанный лучшими представителями офицерского корпуса, был правильным, и их рекомендации могли бы поправить положение дел в вопросе патриотического воспитания личного состава армии, если бы к этому прислушалась монархическая верхушка России. Однако, как показывает история, этого сделано не было, и тому подтверждение тяжелые уроки Первой мировой войны. Новые лозунги типа: «Россия ждет, как офицеры исполнят свой долг» или «За веру, царя и Отечество» имели больше декларативный характер, чем содержательный. Это, прежде всего, было связано с назревшим политическим, экономическим и духовным кризисом в стране. Две революции 1917 года окончательно потрясли общественно-государственный строй России, в корне изменив ценностные ориентации в патриотическом воспитании ее граждан. В новых условиях развития Российского государства в обоснование теоретических основ патриотизма многое внесли В.И.Ленин и его соратники. «Патриотизм, указывал он, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» /83, с. 190/. С идеей патриотизма В.И.Ленин связывал многое: создание Красной Армии; построение социализма через установление новых социальноэкономических отношений в стране; создание нового общества; рождение социалистической культуры и др. «Создание и подготовку Красной Армии ... мы осуществлять можем трояко: во-первых, казарменным порядком (сюда же я отношу и лагерный); |
наших неудач в войне с Японией. Необходимые реформы в армии», «Боевая подготовка нашего солдата», «Что нужно нашей армии?», Д.Н.Трескина «Курс военноприкладной педагогики. Дух реформы русского военного дела», М.А.Левитского «Воспитание солдата». В них теоретически обосновывались возможные пути патриотического воспитания солдат Российской армии. Среди множества предложений выделяются такие, как знакомство с отечественной историей, изучение географии России, пропаганда героических подвигов национальных героев с применением комплекса форм и методов педагогического воздействия (рассказ, беседа, публичные чтения, постановка спектаклей патриотической направленности) /41, с. 12; 81, с. 27, 30-32, 39-40; 109, с. 47, 55;109, с.44, 57; 110, с. 43, 44, 62, 63, 152, 156, 159; 150, с. 18/. Тяжело переживая факт поражения в русско-японской войне и анализируя причины неудач русской армии, многие передовые офицеры называли не только плохую организацию боевой учебы в полках, но и, в частности, абсолютную запущенность в патриотическом воспитании военнослужащих. «Надо быть идиотом или врагом России, чтобы теперь, в годы неслыханного военного унижения, когда народ обязан изо всех возможных сил стараться поднять свои знамена, надо быть глупцом или предателем, чтобы подрывать армию в ее духовном двигателе верности Отечеству» /60, с. 52/ . В результате чего «...солдат, не видя в своем начальнике героя, человека, за которым он готов идти в огонь и в воду, не мог проявить свои природные качества героя» /103, с,20/. И в качестве вывода высказывалась мысль о том, что «... только тот может всею душою любить свою Родину, защищать ее до последней капли крови, кто знает ее прошлое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой дорогой ценой досталось благополучие страны» /102, с.20/. Данные выводы и приведенные ранее результаты историко-педагогического исследования источниковой базы по патриотическому воспитанию воинов первой половины XX века свидетельствуют, что анализ причин поражения в русско-японской войне, сделанный лучшими представителями офицерского корпуса, был правильным, и их рекомендации могли бы поправить положение дел в вопросе патриотического воспитания личного состава армии, если бы к этому прислушалась монархическая верхушка России. Однако, как показывает история, этого сделано не было, и тому подтверждение тяжелые уроки Первой мировой войны. 65 .ft Новые лозунги типа: «Россия ждет, как офицеры исполнят свой долг» или «За веру, царя и Отечество» имели больше декларативный характер, чем содержательный. Это, прежде всего, было связано с назревшим политическим, экономическим и духовным кризисом в стране. Две революции 1917 года окончательно потрясли общественно-государственный строй России, в корне изменив ценностные ориентации в патриотическом воспитании ее граждан. В новых условиях развития Российского государства в обоснование теоретических основ патриотизма многое внесли В.И.Ленин и его соратники. «Патриотизм, указывал он, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» /83, с. 190/. С идеей патриотизма В.И.Ленин связывал многое: создание Красной Армии; построение социализма через установление новых социально-экономических отношений в стране; создание нового общества; рождение социалистической культуры и др. «Создание и подготовку Красной Армии ... мы осуществлять можем трояко: во-первых, казарменным порядком (сюда же я отношу и лагерный); во-вторых, порядком гарнизонной службы и, в-третьих, порядком действительно боевого воспитания (действия против бандитов). В условиях нашей бедноты и разрухи наиболее желательным является способ казарменной подготовки. Но и в казарме тот начальник, который не является духовным воспитателем бойцов, никогда не будет для них в бою достаточным авторитетом» /153, с. 95, 97/. Задачам патриотического воспитания уделялось повседневное внимание. С.М.Киров, М.В.Фрунзе, А.С.Бубнов, С.И.Гусев, М.Н.Тухачевский и др. развивали положение о том, что Красная Армия сильна своей сознательностью, тем, что каждый наш воин знал, чему и во имя чего он служит. Мощь Красной Армии основывалась на беззаветной преданности личного состава Советской России, на жгучей ненависти к врагам социализма /31, с. 28/. «Подготовкой духа» бойцов Красной Армии в период гражданской войны, интервенции и впоследствии занимались все командиры. Она велась двумя путями: ^ теоретическим и практическим. Теоретическая часть заключалась в чтении лекций, книг и др. материалов. Практическая часть подготовки состояла из выступлений командного состава по различным вопросам (социально-экономическим и т.д.). |