концепции Г. Спенсера, который выделял структуру как внутреннее строение целого и функцию как способ деятельности и трансформации целого; в системной теории Е. Дюркгейма и в системно-процессуальной конструкции П. Сорокина; в ряде альтернативных моделей, в том числе в модели взаимодействующих социокультурных полей П. Бурдье, в цивилизационной теории А. Тойнби и О. Шпенглера и в стадиальной системе К. Маркса. Развитие в вышеназванных концепциях и моделях ассоциируется с цикличностью или направленностью (линейной или нелинейной) процессуальных изменений; их одноили многовекторностыо (факторностыо в "теории факторов"); однозначной (природно-исторической) детерминированностью развития или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером политико-экономических и социокультурных изменений; с мерой их искусственности и "естественности". Оригинальное трактование закона развития дано В. Соловьевым, которое предусматривает прохождение им нескольких глобальных фаз: единства (синкретичности) — обособления (свободы) — нормы — идеального состояния [155, с-51]. Общим для всех подходов есть то, что, несмотря на многочисленные количественные и качественные изменения, любая органическая система обнаруживает собственную идентичность и стремится к сохранению целостности в процессе развития. Синергетика — от греч. synergetikos — совместный, согласованно действующий. О. Хоцей под синергетикой понимает науку о самоорганизации неуравновешенных систем [177, с.218]. Содержание понятия «развитие» может быть раскрыто также путем сравнительного анализа с иными категориями и процессами. Близкой по значению с понятием '"развитие" является «эволюция», которая также означает социальные изменения, которые осуществляются на общих принципах. В эволюционном процессе каждое новое состояние по отношению к предыдущему представляется более совершенным и в |
концепции Г. Спенсера, который выделял структуру как внутреннее строение целого и функцию как способ деятельности и трансформации целого; в системной теории Е. Дюркгсйма и в системно-процессуальной конструкции П. Сорокина; в ряде альтернативных моделей, в том числе в модели взаимодействующих социокультурных полей П. Бурдье, в цивилизационной теории А. Тойнби и О. Шпенглера и в стадиальной системе К. Маркса. Развитие в вышеназванных концепциях и моделях ассоциируется с цикличностью или направленностью (линейной или нелинейной) процессуальных изменений; их одноили многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); однозначной (природно-исторической) детерминированностью развития или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером политико-экономических и социокультурных изменений; с мерой их искусственности и "естественности". Оригинальное трактование закона развития дано В. Соловьевым, которое предусматривает прохождение им нескольких глобальных фаз: единства (синкретичности) — обособления (свободы) — нормы — идеального состояния [217, с.51]. Общим для всех подходов есть то, что, несмотря на многочисленные количественные и качественные изменения, любая органическая система обнаруживает собственную идентичность и стремится к сохранению целостности в процессе развития. Синергетика — от греч. synergetikos — совместный, согласованно действующий. О. Хоцей иод синергетикой понимает науку о самоорганизации неуравновешенных систем [249, с.218]. Содержание понятия «развитие» может быть раскрыто также путем сравнительного анализа с иными категориями и процессами. Близкой по значению с понятием '"развитие" является «эволюция», которая также означает социальные изменения, которые осуществляются на общих принципах. В эволюционном процессе каждое новое состояние по отношению к предыдущему представляется более совершенным и в |