В научной литературе не существует единогласия относительно оценок прогресса. С одной стороны, просматривается некритическое увлечение идеей прогресса (Г.В. Лейбниц, Тюрго, М.-Ж. А. Кондорсе, И.Кант, Г.Э.Лессинг, Д.С. Милль, Г.В.Гегель, К.Маркс, Ч.Дарвин), с другой — наблюдается его полное отрицание (Н.Я. Данилевский, С.Л. Франк, Н.А.Бердяев, Э. Трельч, С.Н. Булгаков). В этой связи возникает вопрос об объективных критериях экономического и социального прогресса. В одном случае критерием прогресса признается становление социально-экономических форм, которые обеспечивают функционирование общества как целостной системы. Здесь просматривается примат общего. Человек преимущественно рассматривается как составная производственно-технологических отношений. Ключевыми, доминирующими компонентами прогресса выступают технологии, материальные стандарты жизненного уровня. Вместе с тем становится все более очевидным, что общество, в котором возрастает материальная составляющая, но приходят в упадок моральные и этические нормы, политика или окружающая среда, не может считаться прогрессивным. Поэтому вторая позиция акцентирует внимание на положении человека, уровне его свободы и благосостояния, состоянии социального самочувствия и собственной безопасности, целостности личности и степени ее индивидуализации. Возникает потребность в уточнении содержания прогресса в связи с исчерпанием его характеристик, которые были сформулированы в предыдущую эпоху. Речь идет, во-первых, о переходе к цивилизационному подходу при анализе социально-экономических процессов вместо формационного, вовторых, о взаимосвязи прогресса социальных систем при условии их дифференцированного движения с прогрессом индивидуума и создания механизмов согласованности этих двух глобальных процессов. В целом же прогресс является довольно противоречивым явлением еще и потому, что он имеет свою обратную сторону — регресс, отступление на 33 |
В научной литературе не существует единогласия относительно оценок прогресса. С одной стороны, просматривается некритическое увлечение идеей прогресса (Г.В. Лейбниц, Тюрго, М.-Ж. А. Кондорсе, И.Кант, Г.Э.Лессинг, Д.С. Милль, Г.В.Гегель, К.Маркс, Ч.Дарвин), с другой — наблюдается его полное отрицание (Н.Я. Данилевский, С.Л. Франк, Н.А.Бердяев, Э. Трельч, С.Н. Булгаков). В этой связи возникает вопрос об объективных критериях экономического и социального прогресса. В одном случае критерием прогресса признается становление социально-экономических форм, которые обеспечивают функционирование общества как целостной системы. Здесь просматривается примат общего. Человек преимущественно рассматривается как составная производственно-технологических отношений. Ключевыми, доминирующими компонентами прогресса выступают технологии, материальные стандарты жизненного уровня. Вместе с тем становится все более очевидным, что общество, в котором возрастает материальная составляющая, но приходят в упадок моральные и этические нормы, политика или окружающая среда, не может считаться прогрессивным. Поэтому вторая позиция акцентирует внимание на положении человека, уровне его свободы и благосостояния, состоянии социального самочувствия и собственной безопасности, целостности личности и степени ее индивидуализации. Возникает потребность в уточнении содержания прогресса в связи с исчерпанием его характеристик, которые были сформулированы в предыдущую эпоху. Речь идет, во-первых, о переходе к цивилизационному подходу при анализе социально-экономических процессов вместо формационного, вовторых, о взаимосвязи прогресса социальных систем при условии их дифференцированного движения с прогрессом индивидуума и создания механизмов согласованности этих двух глобальных процессов. В целом же прогресс является довольно противоречивым явлением еще и потому, что он имеет свою обратную сторону — регресс, отступление на |