Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 100]

100 признаки, свидетельствующие об истинности бытия Бога, о том, что человек создан по Его образу и подобию.
Одним таким существенным проявлением выступает стремление человека к государственной организации своей индивидуальной и общественной жизни.
Однако государственность, согласно учению И.Л.

Ильина, основывается только на религиозных представлениях.
Без них государство теряет смысл и обречено на распад.
И.А.
Ильин, рассматривая сущность права, ставит вопрос о смысле стремления людей к возрастанию нравственного сознания.
Мыслитель признаёт смертность человека как неоспоримый факт.
Если в учении
В.С.
Соловьёва физическое бессмертие человека на земле выступает одним из смыслов нравственного совершенствования, то
И.А.
Ильин убеждён, что все люди смертны, а значит, должны выявить смысл духовного развития вне идеи бессмертия.
Что бы человек ни совершал, результаты его деятельности также подвержены разрушению, как и он сам.
Однако, по мнению мыслителя, решать обозначенную проблему следует в религиозном контексте, ибо только вера в незавершённость земного бытия обращает людей к мысли о необходимости в нравственном совершенствовании.
Согласно воззрениям
И.А.
Ильина, человек по мере своего нравственного развития ощущает всё большее и большее удаление себя от абсолютного идеала, представленного в образе Бога.
Чувство недостижимости богоподобного состояния порождает у индивида мысль о его обречённости на духовную смерть.
Однако «смысл этой трагедии открывается только тому, кто способен созерцать свою земную личность и жизнь, как не завершающуюся на земле»1.
И если
В.С.
Соловьёв предлагал устроение Царства Божьего на земле как места для Богочеловека, то
И.А.
Ильин полагает, что истинным жизненным гармоничным пространством для высоконравственной личности может быть только тот мир, который эта личность
создаст в своём сознании, согласно нравственным представлениям.
Отсюда закономерен вывод о
1 Ильин И.Л.
Аксиомы религиозного опыта // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 2 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
566.
[стр. 88]

субъективных воззрениях оказывается искаженной, выхолощенной и обесцененной.
«Человек, не посягающий судить ни о священных Предметах, ни о священном в предметах, гораздо менее рискует впасть в пошлость, нежели человек, посягающий на «предметное»1, указывает И.Л.Ильин.
Таким образом, христианский подтекст философско-правовых воззрений Ильина проявляется в утверждении веры в Бога и Его мир, в идее спасения души, а также в ориентированности жизни человека на мир Божий.
Согласно этим установкам, И.Л.Ильин выстраивает концепцию права и государства.
Заметим, что обращение Ильина к разработке тем философии права было закономерным, поскольку он, хотя и рассматривает мысль о Царстве Божьем на земле как ошибочную, тем нс менее в житейском укладе людей находит признаки, свидетельствующие об истинности бытия Бога, о том, что человек создан по Его образу и подобию.
Одним таким существенным проявлением выступает стремление человека к государственной организации своей индивидуальной и общественной жизни.
Однако государственность, согласно учению Ильина, основывается только на религиозных представлениях.
Без них государство теряет смысл и обречено на распад.
И.
А.
Ильин, рассматривая сущность права, ставит вопрос о смысле стремления людей к возрастанию нравственного сознания.
Мыслитель признаёт смертность человека как неоспоримый факт.
Если в учении
Соловьёва физическое бессмертие человека на земле выступает одним из смыслов нравственного совершенствования, то Ильин убеждён, что все люди смертны, а значит, должны выявить смысл духовного развития вне идеи бессмертия.
Что бы человек ни совершал, результаты его деятельности также подвержены разрушению, как и он сам.
Однако, по мнению мыслителя, решать обозначенную проблему следует в религиозном контексте, ибо только вера в незавершённость земного бытия обращает людей к мысли о необходимости в нравственном совершенствовании.
Согласно воззрениям
88 1 Ильин И.
Там же, с.
269.


[стр.,89]

Ильина, человек по мере своего нравственного развития ощущает всё большее и большее удаление себя от абсолютного идеала, представленного в образе Бога.
Чувство недостижимости богоподобного состояния порождает у индивида мысль о его обречённости на духовную смерть.
Однако «смысл этой трагедии открывается только тому, кто способен созерцать свою земную личность и жизнь, как не завершающуюся на земле»1.
И если
Соловьёв предлагал устроение Царства Божьего на земле как места для Богочеловека, то Ильин полагает, что истинным жизненным гармоничным пространством для высоконравственной личности может быть только тот мир, который эта личность создаёт в своём сознании, согласно нравственным представлениям.
Отсюда закономерен вывод о
том, что для разумного сосуществования людей необходим высокий уровень развития нравственного сознания каждого.
Только при таком условии возможна их духовная солидарность в деле устроения государства.
В соответствии с убеждением о том, что учение о богочеловеке есть миф, Ильин считает идею установления Царства Божьего на земле этически несовершенной и нереальной.
Идея богочеловека порождает соблазн, который «состоит в сведении Предмета со всем его неизречённым богатством и совершенством к содержанию слишком человеческого опыта...»2.
Такая установка обращает мыслителя к поиску путей построения земного общества, которое было бы наиболее разумно устроено и способствовало бы нравственному совершенствованию людей.
Считая государство наиболее разумной формой социальной организации (из известных на данный момент времени), Ильин обращается к проблемам развития государственности и правосознания, как к темам философского анализа.
Прежде чем продолжить повествование, заметим: понятия духовность нравственность не исключают друг друга; и в работах самого 1Там же, с.
566.
2 Там же, с.
495.
89

[Back]