Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 101]

101 том, что для разумного сосуществования людей необходим высокий уровень развития нравственного сознания каждого.
Только при таком условии возможна их духовная солидарность в деле устроения государства.
В соответствии с убеждением о том, что учение о богочеловеке есть миф,
И.А.
Ильин считает идею установления Царства Божьего на земле этически несовершенной и нереальной.
Идея богочеловека порождает соблазн, который «состоит в сведении Предмета со всем его неизречённым богатством и совершенством к содержанию слишком человеческого
опыта...»1.
Такая установка обращает мыслителя к поиску путей построения земного общества, которое было бы наиболее разумно устроено и способствовало бы нравственному совершенствованию людей.
Считая государство наиболее разумной формой социальной организации (из известных на данный момент),
И.А.
Ильин обращается к проблемам развития государственности и правосознания, как к темам философского анализа.
Прежде чем продолжить повествование, заметим: понятия духовность, нравственность не исключают друг друга; и в работах самого
И.А.
Ильина нравственность выступает как неотъемлемая часть духовности, но понятие духовности используется гораздо чаще, чем нравственности.
Полагаем, что понятие духовности гораздо шире понятия нравственности, ибо последняя есть совокупность представлений, образов мыслей, ценностей, стремление к которым и есть проявление духовности.
Отметим, что понятие духовность в воззрениях философа выступает как нечто всеохватывающее, пронизывающее всё человеческое существо, определяющее все области бытия личности.
Такое осмысление духовности помогло И.А.
Ильину целостно представить ряд граней бытия человека, включая и правовую сторону его жизнедеятельности.
Специфика проявления духовности в правовом учении И.А.
Ильина состоит в том, что она служит основой стремления людей к государственной организации жизни.
Само же государство, как форма общественного и
1 Ильин И.А.
Аксиомы религиозного опыта // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 2 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
495.
[стр. 89]

Ильина, человек по мере своего нравственного развития ощущает всё большее и большее удаление себя от абсолютного идеала, представленного в образе Бога.
Чувство недостижимости богоподобного состояния порождает у индивида мысль о его обречённости на духовную смерть.
Однако «смысл этой трагедии открывается только тому, кто способен созерцать свою земную личность и жизнь, как не завершающуюся на земле»1.
И если Соловьёв предлагал устроение Царства Божьего на земле как места для Богочеловека, то Ильин полагает, что истинным жизненным гармоничным пространством для высоконравственной личности может быть только тот мир, который эта личность создаёт в своём сознании, согласно нравственным представлениям.
Отсюда закономерен вывод о том, что для разумного сосуществования людей необходим высокий уровень развития нравственного сознания каждого.
Только при таком условии возможна их духовная солидарность в деле устроения государства.
В соответствии с убеждением о том, что учение о богочеловеке есть миф,
Ильин считает идею установления Царства Божьего на земле этически несовершенной и нереальной.
Идея богочеловека порождает соблазн, который «состоит в сведении Предмета со всем его неизречённым богатством и совершенством к содержанию слишком человеческого
опыта...»2.
Такая установка обращает мыслителя к поиску путей построения земного общества, которое было бы наиболее разумно устроено и способствовало бы нравственному совершенствованию людей.
Считая государство наиболее разумной формой социальной организации (из известных на данный момент
времени), Ильин обращается к проблемам развития государственности и правосознания, как к темам философского анализа.
Прежде чем продолжить повествование, заметим: понятия духовность нравственность не исключают друг друга; и в работах самого
1Там же, с.
566.
2 Там же, с.
495.
89

[стр.,90]

И.А.
Ильина нравственность выступает как неотъемлемая часть духовности, но понятие духовности используется гораздо чаще, чем нравственности.
Полагаем, что понятие духовности гораздо шире понятия нравственности, ибо последняя есть совокупность представлений, образов мыслей, ценностей, стремление к которым и есть проявление духовности.
Отметим, что понятие духовность в воззрениях философа выступает как нечто всеохватывающее, пронизывающее всё человеческое существо, определяющее все области бытия личности.
Такое осмысление духовности помогло И.А.
Ильину целостно представить ряд граней бытия человека, включая и правовую сторону его жизнедеятельности.
Специфика проявления духовности в правовом учении И.А.
Ильина состоит в том, что она служит основой стремления людей к государственной организации жизни.
Само же государство, как форма общественного и
индивидуально бытия человека, выступает в качестве результата накопления и осмысления духовного опыта человечества.
В контексте темы исследования среди трудов И.А.Ильина выделим такие, как «Аксиомы религиозного опыта», «О сущности правосознания», «Путь духовного обновления», а также ряд статей, касающийся правовых и религиозных вопросов.
Первые две работы имеют много общих позиций, правовые же взгляды И.А.
Ильина в принципе представляют импликацию его нравственного учения, тесно связанного с религиозным мировоззрением философа.
Как уже отмечалось, ему удалось создать учение оригинальное как по содержанию, так и по стилю изложения.
Обратим внимание на то, что для Ильина не свойственен сугубо научный алгоритмичный стиль изложения.
Мыслитель замечает: «Рассудок и чувственный опыт наименее связаны с духовной жизнью человека и легче всего отрываются от священных содержаний духа; рассудок силой отвлечения и приверженностью к формализму, чувственный опыт направленностью на 90

[Back]