Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 102]

102 индивидуально бытия человека, выступает в качестве результата накопления и осмысления духовного опыта человечества.
В контексте темы исследования среди трудов И.А.
Ильина выделим такие, как «Аксиомы религиозного опыта», «О сущности правосознания», «Путь духовного обновления», а также ряд статей, касающийся правовых и религиозных вопросов.
Первые две работы имеют много общих позиций, правовые же взгляды И.А.
Ильина в принципе представляют импликацию его нравственного учения, тесно связанного с религиозным мировоззрением философа.
Как уже отмечалось, ему удалось создать учение оригинальное как по содержанию, так и по стилю изложения.
Обратим внимание на то, что для
И.А.
Ильина не свойственен сугубо научный алгоритмичный стиль изложения.

При этом мыслитель замечает: «Рассудок и чувственный опыт наименее связаны с духовной жизнью человека и легче всего отрываются от священных содержаний духа; рассудок силой отвлечения и приверженностью к формализму, чувственный опыт направленностью на пространственно-временное существование, на единичный факт и на материальные явления»1 2.
В гносеологических вопросах мыслитель отдаёт предпочтение религиознофилософскому познанию, поскольку «духовное можно исследовать и понять только духом; всякая попытка уразуметь его помимо духовного акта неизбежно сведёт его к психологическим банальностям и почти ничего не выражающим
л констатированиям внешнетелесных феноменов»'.
В построении правовых воззрений И.А.
Ильин берёт за основу принцип природной активности человека.
Исходные предпосылки к развитию идеи активного начала человеческой природы в русской философии были заложены В.С.
Соловьёвым, но оформленный вид приобрели лишь в учении И.А.
Ильина.
Так, философ начинает работ}' «Аксиомы религиозного опыта» с
1 Ильин И.А.
Аксиомы религиозного опыта // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 2 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
99.
2 Там же.
С.
189.
[стр. 90]

И.А.
Ильина нравственность выступает как неотъемлемая часть духовности, но понятие духовности используется гораздо чаще, чем нравственности.
Полагаем, что понятие духовности гораздо шире понятия нравственности, ибо последняя есть совокупность представлений, образов мыслей, ценностей, стремление к которым и есть проявление духовности.
Отметим, что понятие духовность в воззрениях философа выступает как нечто всеохватывающее, пронизывающее всё человеческое существо, определяющее все области бытия личности.
Такое осмысление духовности помогло И.А.
Ильину целостно представить ряд граней бытия человека, включая и правовую сторону его жизнедеятельности.
Специфика проявления духовности в правовом учении И.А.
Ильина состоит в том, что она служит основой стремления людей к государственной организации жизни.
Само же государство, как форма общественного и индивидуально бытия человека, выступает в качестве результата накопления и осмысления духовного опыта человечества.
В контексте темы исследования среди трудов И.А.Ильина выделим такие, как «Аксиомы религиозного опыта», «О сущности правосознания», «Путь духовного обновления», а также ряд статей, касающийся правовых и религиозных вопросов.
Первые две работы имеют много общих позиций, правовые же взгляды И.А.
Ильина в принципе представляют импликацию его нравственного учения, тесно связанного с религиозным мировоззрением философа.
Как уже отмечалось, ему удалось создать учение оригинальное как по содержанию, так и по стилю изложения.
Обратим внимание на то, что для
Ильина не свойственен сугубо научный алгоритмичный стиль изложения.
Мыслитель замечает: «Рассудок и чувственный опыт наименее связаны с духовной жизнью человека и легче всего отрываются от священных содержаний духа; рассудок силой отвлечения и приверженностью к формализму, чувственный опыт направленностью на
90

[стр.,91]

пространственно-временное существование, на единичный факт и на материальные явления»1.
В гносеологических вопросах мыслитель отдаёт предпочтение религиозно-философскому познанию, поскольку «духовное можно исследовать и понять только духом; всякая попытка уразуметь его помимо духовного акта неизбежно сведёт его к психологическим банальностям и почти ничего не выражающим
констатированиям внешнетслесных феноменов»2.
В построении правовых воззрений И.А.
Ильин берёт за основу принцип природной активности человека.
Исходные предпосылки к развитию идеи активного начала человеческой природы в русской философии были заложены В.С.
Соловьёвым, но оформленный вид приобрели лишь в учении И.А.
Ильина.
Так, философ начинает работу «Аксиомы религиозного опыта» с
утверждения того, что «религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчётов, интересов...
ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению»3.
Другими словами, философ указывает на то, что, если человек не будет стремиться к совершенству, ему грозит нравственная и духовная деградация.
Поэтому важно выявить стереотипы, ценности, помогающие человеку выбрать модель поведения, способствующую нравственному совершенствованию, и найти мотивы и смыслы, обосновывающие необходимость непрерывного духовного роста личности.
Для развития нравственного сознания человека следует правильно организовать его общественную и индивидуальную жизнь.
Если индивид не в состоянии обеспечить благоприятных условий для нравственного возрастания души, жизнь его оказывается неустроенной и несовершенной.
1 Ильин И.
Аксиомы религиозного опыта», М., 2002, с.
99.
2 Там же, с.
189.
3 Ильин И.
Аксиомы религиозного опыта, М., 2002, с.
7.
91

[Back]