103 утверждения того, что «религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчётов, интересов... ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению»1 2. Другими словами, философ указывает на то, что, если человек не будет стремиться к совершенству, ему грозит нравственная и духовная деградация. Поэтому важно выявить стереотипы, ценности, помогающие человеку выбрать модель поведения, способствующую нравственному совершенствованию, и найти мотивы и смыслы, обосновывающие необходимость непрерывного духовного роста личности. Для развития нравственного сознания человека следует правильно организовать его общественную и индивидуальную жизнь. Если индивид не в состоянии обеспечить благоприятных условий для нравственного возрастания души, жизнь его оказывается неустроенной и несовершенной. Так, философ пишет: «Всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз загоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом, всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели»2. Таким образом, духовное развитие человека, как полагает философ, призвано устроить жизнь общества, в том числе и правовую, на принципах нравственности: «Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души»3. Без нравственного развития право превращается в фикцию и, как замечает И.А. Ильин, оказывается не в силах организовать жизнь людей, повлиять 1 Ильин И.Л. Аксиомы религиозного опыта И Ильин И.А. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 7. 2 Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 151. 3 Там же. С. 152. |
пространственно-временное существование, на единичный факт и на материальные явления»1. В гносеологических вопросах мыслитель отдаёт предпочтение религиозно-философскому познанию, поскольку «духовное можно исследовать и понять только духом; всякая попытка уразуметь его помимо духовного акта неизбежно сведёт его к психологическим банальностям и почти ничего не выражающим констатированиям внешнетслесных феноменов»2. В построении правовых воззрений И.А. Ильин берёт за основу принцип природной активности человека. Исходные предпосылки к развитию идеи активного начала человеческой природы в русской философии были заложены В.С. Соловьёвым, но оформленный вид приобрели лишь в учении И.А. Ильина. Так, философ начинает работу «Аксиомы религиозного опыта» с утверждения того, что «религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчётов, интересов... ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению»3. Другими словами, философ указывает на то, что, если человек не будет стремиться к совершенству, ему грозит нравственная и духовная деградация. Поэтому важно выявить стереотипы, ценности, помогающие человеку выбрать модель поведения, способствующую нравственному совершенствованию, и найти мотивы и смыслы, обосновывающие необходимость непрерывного духовного роста личности. Для развития нравственного сознания человека следует правильно организовать его общественную и индивидуальную жизнь. Если индивид не в состоянии обеспечить благоприятных условий для нравственного возрастания души, жизнь его оказывается неустроенной и несовершенной. 1 Ильин И. Аксиомы религиозного опыта», М., 2002, с. 99. 2 Там же, с. 189. 3 Ильин И. Аксиомы религиозного опыта, М., 2002, с. 7. 91 Так, философ пишет: «Всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз загоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом,всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели»*. Тем самым, духовное развитие человека, как полагает философ, призвано устроить жизнь общества, в том числе и правовую, на принципах нравственности: «Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души»1 2. Без нравственного развития право превращается в фикцию и, как замечает Ильин, оказывается не в силах организовать жизнь людей, повлиять на поведение индивида. При условии же духовного роста граждан право придаёт такую организацию их жизни, при которой нравственные качества находят максимальное проявление и развитие. Вместе с тем нравственные свойства человека нуждаются в предметном представлении и воплощении. Утверждение же права и правовой организации жизни это и есть одна из форм проявления нравственных стремлений личности. Вне правовой жизни нравственные представления индивида остаются невостребованными и неосознанными. «Неустроенная душа остается реальной потенцией духа: она восприемлет и преломляет, но не преобразует и не направляет по-новому влияния, вторгающиеся извне. Ее «цели» остаются пассивными знаками причинных давлений, и сумятица их всегда чревата новыми бедами. Внутренне неустроенная в своих заданиях, стремлениях и умениях, душа человека напрасно ищет спасения в господстве над внешним миром», утверждает мыслитель3. Само право, в своём содержании лишённое нравственных оснований, становится, в свою очередь, способом обмана и 1 Ильин И. О сущности правосознания //Собрание сочинений в Ют., Т.4, М.: Русская книга, 1994, с. 151. 2 Там же, с. 152. 3 Там же. 92 |