Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 104]

104 на поведение индивида.
При условии же духовного роста граждан право придаёт такую организацию их жизни, при которой нравственные качества находят максимальное проявление и развитие.
Вместе с тем нравственные свойства человека нуждаются в
предметом представлении и воплощении.
Утверждение же права и правовой организации жизни это и есть одна из форм проявления нравственных стремлений личности.
Вне правовой жизни нравственные представления индивида остаются невостребованными и неосознанными.
«Неустроенная душа остается реальной потенцией духа: она восприемлет и
преломляег, но не преобразует и не направляет по-новому влияния, вторгающиеся извне.
Не «цели» остаются пассивными знаками причинных давлений, и сумятица их всегда чревата новыми бедами.
Внутренне неустроенная в своих заданиях, стремлениях и умениях, душа человека напрасно ищет спасения в господстве над внешним миром»1
2 3, утверждает мыслитель.
Само право, в своём содержании лишённое нравственных оснований, становится, в свою очередь, способом обмана и
прикрытия правонарушений.
«Без духовного созерцания все хозяйственные и технические достижения оказываются лишь опасностями и
соблазнами»”.
Собственно говоря, без нравственности право теряет смысл, ибо «формальная организованность индивидуальной души и народного хозяйства не обеспечивают жизнь
челозека от содержательного вырождения и преступных путей»'".
И.А.
Ильин вместе с тем замечает: «Но душа, всегда хранящая в себе потенцию духа, может превратить эту возможность в действительность только тогда, когда в ней загорается цельным и радостным огнем любовь к Божественному и жажда стать Духом, найти к нему путь и открыть его другим».
Тем самым право предстаёт как результат духовной работы человека.
Уровень же развития правосознания '
Ильин И.А.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
сом.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
152.
2 Ильин И.А.
Аксиомы религиозного опыта Н Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 2 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
287.
3 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
153.
[стр. 92]

Так, философ пишет: «Всюду, где вспыхивает стихия и где она, раз загоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом,всюду вскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культуры человека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякую стихию своему закону, своему развитию и своей цели»*.
Тем самым, духовное развитие человека, как полагает философ, призвано устроить жизнь общества, в том числе и правовую, на принципах нравственности: «Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души»1 2.
Без нравственного развития право превращается в фикцию и, как замечает Ильин, оказывается не в силах организовать жизнь людей, повлиять на поведение индивида.
При условии же духовного роста граждан право придаёт такую организацию их жизни, при которой нравственные качества находят максимальное проявление и развитие.
Вместе с тем нравственные свойства человека нуждаются в
предметном представлении и воплощении.
Утверждение же права и правовой организации жизни это и есть одна из форм проявления нравственных стремлений личности.
Вне правовой жизни нравственные представления индивида остаются невостребованными и неосознанными.
«Неустроенная душа остается реальной потенцией духа: она восприемлет и
преломляет, но не преобразует и не направляет по-новому влияния, вторгающиеся извне.
Ее «цели» остаются пассивными знаками причинных давлений, и сумятица их всегда чревата новыми бедами.
Внутренне неустроенная в своих заданиях, стремлениях и умениях, душа человека напрасно ищет спасения в господстве над внешним миром»,
утверждает мыслитель3.
Само право, в своём содержании лишённое нравственных оснований, становится, в свою очередь, способом обмана и
1 Ильин И.
О сущности правосознания //Собрание сочинений в Ют., Т.4, М.: Русская книга, 1994, с.
151.
2 Там же, с.
152.
3 Там же.
92

[стр.,93]

прикрытия правонарушений.
«Без духовного созерцания все хозяйственные и технические достижения оказываются лишь опасностями и
соблазнами»1.
Собственно говоря, без нравственности право теряет смысл, ибо «формальная организованность индивидуальной души и народного хозяйства не обеспечивают жизнь
человека от содержательного вырождения и преступных путей»2.
Ильин вместе с тем замечает: «Но душа, всегда хранящая в себе потенцию духа, может превратить эту возможность в действительность только тогда, когда в ней загорается цельным и радостным огнем любовь к Божественному и жажда стать Духом, найти к нему путь и открыть его другим»3.
Тем самым право предстаёт как результат духовной работы человека.
Уровень же развития правосознания
является зависимым от нравственного облика граждан.
Согласно воззрениям И.Л.
Ильина, нравственные представления являются естественными для каждого человеческого существа, и именно через их призму в обществе выстраивается та или иная концепция права.
Степень её совершенства непосредственно зависит от нравственного развития общественного организма в целом.
Тем нс менее становится очевидным, что правовые отношения неизбежно возникают в обществе в качестве формы организации духовной жизни людей и их взаимоотношений.
Определяя истоки правосознания, Ильин пишет: «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди.
Человек имеет правосознание, независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением»4.
По мнению Ильина, не может быть человека без правосознания, однако множество людей обладают искажённым и даже «одичавшим» правосознанием.
Важным для нас является то, что в учении мыслителя правовые воззрения рассматриваются как изначальные 1 Ильин И.
Аксиомы религиозного опыта, М., 2002, с.
287.
2 Ильин И.
О сущности правосознания //Там же, с.
153.
3Там же, с.
153.
4 Там же, с.
155.
93

[Back]