Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 106]

106 Между тем многие исследователи полагают, что правосознание способно развиваться в качестве специфической формы сознания человека, независимо от моральных установок.
Так, Л.М.
Ганцева, исходя из утверждения
И.А.
Ильина 0 том, что правосознание естественно для человеческой природы, выводит следующие характеристики правосознания.
Во-первых, правосознание есть специфическая форма общественного сознания.
Оно включает в себя правовые знания людей, их мышление, чувства и эмоции, а также определяет их отношение к окружающим правовым явлениям.
Во-вторых, правосознание порождено объективными условиями жизни людей, оно на всех этапах исторического развития является продуктом отражения их общественного бытия.
В-третьих, правосознание является важнейшим регулятором поведения человека в обществе.
Изучая поведение отдельного человека, социальных групп, общества в целом, мы,
гак или иначе, сталкиваемся с явлениями правового осознания различного рода социальных отношений (власти и подчинения, бедности и богатства и т.п.).
В-четвертых, отражая объективные потребности общественного развития, правосознание
придает человеческой деятельности в сфере действия права и общественных отношений целенаправленный характер, что позволяет направлять поведение людей в целях достижения поставленных обществом и конкретной личностью задач.
В-пятых, правосознание является одной из форм человеческой жизни.
Ни один из видов человеческой деятельности не мыслим без ее оценки сознанием личности.
Никакая деятельность не мыслима вне сознания.
Безусловно, само сознание подвержено влиянию со стороны социальной действительности, но и сама действительность является воплощением мыслей и идей тех же личностей.1
Таким образом, современные исследователи творчества И.А.
Ильина в вопросе о природе правосознания совершенно справедливо приходят к выводу о том, что право основывается на естественных чувствах людей, независимо от того, моральные ли эти чувства или естественно-правовые.
Поэтому можно
1 См.: Ганцева Л.М.
Особенности формирования правового сознания россиян в современных условиях // Вестник Башкирского
университета.
2001.
№ 1.
С.

45-46.
[стр. 94]

естественные чувства человека.
В принципе эта идея верна, поскольку мы можем найти основы правовых представлений и в тех общностях, которые не знают государственного устройства, письменного законодательства и находятся на стадии родоплеменных отношений.
Даже в догосударственный период истории люди стремились выработать те правовые нормы, согласно которым они могли бы разумно организовать своё сосуществование.
Такие нормы постепенно принимали форму морали, на основе которой в дальнейшем вырабатывалось законодательство.
Так, В.Н.
Порус полагает, что в обществе со временем мораль принимает форму закона, становится догматичной рациональностью, ограничивающей пространство свободы индивида.1 Таким образом, мораль предстаёт основой для формирования позитивного, или положительного права.
Между тем многие исследователи полагают, что правосознание способно развиваться в качестве специфической формы сознания человека, независимо от моральных установок.
Так, Л.М.
Ганцева, исходя из утверждения
Ильина о том, что правосознание естественно для человеческой природы, выводит следующие характеристики правосознания.
Во-первых, правосознание есть специфическая форма общественного сознания.
Оно включает в себя правовые знания людей, их мышление, чувства и эмоции, а также определяет их отношение к окружающим правовым явлениям.
Вовторых, правосознание порождено объективными условиями жизни людей, оно на всех этапах исторического развития является продуктом отражения их общественного бытия.
В-третьих, правосознание является важнейшим регулятором поведения человека в обществе.
Изучая поведение отдельного человека, социальных групп, общества в целом, мы
так или иначе сталкиваемся с явлениями правового осознания различного рода социальных отношений (власти и подчинения, бедности и богатства и т.п.).
В-четвертых, отражая объективные потребности общественного развития, правосознание
94 1 Порус В.Н.
Рациональность.
Наука, Культура.
М., 2002, с.
60.


[стр.,95]

придает человеческой деятельности в сфере действия права и общественных отношений целенаправленный характер, что позволяет направлять поведение людей в целях достижения поставленных обществом и конкретной личностью задач.
В-пятых, правосознание является одной из форм человеческой жизни.
Ни один из видов человеческой деятельности не мыслим без ее оценки сознанием личности.
Никакая деятельность не мыслима вне сознания.
Безусловно, само сознание подвержено влиянию со стороны социальной действительности, но и сама действительность является воплощением мыслей и идей тех же личностей1
2.
Таким образом, современные исследователи творчества И.А.
Ильина в вопросе о природе правосознания совершенно справедливо приходят к выводу о том, что право основывается на естественных чувствах людей, независимо от того, моральные ли эти чувства или естественно-правовые.
Поэтому можно
утверждать, что правосознание является частью представлений людей, характерных для человеческой природы, а право есть результат раскрытия сущности человека, проявление того, что дано индивиду изначально.
В данном случае нам важно определить значение таких понятий, как естественное право и позитивное, или положительное, право.
Несмотря на то, что в определении самого понятия права Ильин, как замечает Ю.Т.
Лисица, придерживается плюрализма и признаёт, что существуют много л дефиниций права , в вопросах определения естественного и положительного права он достаточно точен.
Согласно правовым воззрениям Ильина, предпосылки к формированию государства, самые общие представления о праве в человеческой природе заложены изначально и являют собой естественное право.
В учении Ильина оно предстаёт в виде чувства справедливого, которое, полагает мыслитель, можно назвать «интуицией правоты».
В данном случае христианский подтекст философско-правового 1Ганиева Л.М.
Особенности формирования правового сознания россиян в современных условиях.
// Вестник Башкирского
уииверситета.2001.
№1, с.
45-46.
2Лисица Ю.Т.
И.А.
Ильин как правовед и государствовед// Вопросы философии.
№ 5, 1991, с.
146-158.
95

[стр.,144]

13.
Бубнов АЛО.
О специфике функционирования религиозного опыта в христианстве // Четвёртые Илиадиевские чтения: Цивилизация на рубеже тысячелетий: проблемы закономерности, тенденции.
Материалы международной научной конференции (Г.
Курск, 14-15 мая 2002 г.).
Курск: Издательство КГПУ, 2004.
С.
179-182.
14.
Бубнов АЛО.
Гносеологические основания религиозного опыта в русской философии рубежа Х1Х-ХХ веков.
Автореферат на соискание уч.
ст.
к.
философских наук.
Курск, 2003.
22 с.
15.
Варава В.В.
Вопрошание и откровение // Человек, №2,2003.
С.
80-93.
16.
Варава В.В.
Нравственное зло и антропологические аномалии И Антропологические конфигурации современной философии.
Материалы научной конференции.
М.: МГУ, 2004.
С.
25-27.
17.
Веретенникова Л.М.
Нравственные ценности в христианской культуре // Культура как фактор развития личности.
Курск: КГМУ, 2004, с.
79-81.
18.
Гаврюшин Н.К.
Антитезы «православного меча» // Вопросы философии.
1992,№4.-С.
79-83.
19.
Ганцева Л.М.
Особенности формирования правового сознания россиян в современных условиях.
// Вестник Башкирского университета.
2001, №1.
С.

44-48.
20.
Гайденко П.П.
Владимир Соловьёв и философия Серебряного века.
-М.: Прогресс-Традиция, 2001.
468 с.
21.
Георгиева Т.С.
Христианство и русская культура.
М.: Владос, 2001.
240 с.
22.
Гсрулайтис Н.А.
О месте человека в философском миросозерцании Ильина // Ьир.7/ИЬег.гзиЬ.ги/СопГ/Т1ро1о^1уа/ёеги1а1и5.Ь1ш 23.
Гиппиус3.
Меч и крест//Ильин И.А.Собр.соч.
в Ют.,Т.
5.-М.: Русская книга, 1993.С.
403-423.
24.
Гобачёв В.Г.
Введение в философскую антропологию.
Брянск: БГУ, 2001.167 с.
144

[Back]