Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 107]

107 утверждать, что правосознание является частью представлений людей, характерных для человеческой природы, а право есть результат раскрытия сущности человека, проявление того, что дано индивиду изначально.
В данном случае нам важно определить значение таких понятий, как естественное право и позитивное, или положительное, право.
Несмотря на то, что в определении самого понятия права И.

А.
Ильин, как замечает Ю.Т.
Лисица, придерживается плюрализма и признаёт, что существуют много
дефиниций права,1 в вопросах определения естественного и положительного права он достаточно точен.
Согласно правовым воззрениям
И.А.
Ильина, предпосылки к формированию государства, самые общие представления о праве в человеческой природе заложены изначально и являют собой естественное право.
В учении
И.А.
Ильина оно предстаёт в виде чувства справедливого, которое, полагает мыслитель, можно назвать «интуицией правоты».
В данном случае христианский подтекст философско-правового
учения И.А.
Ильина выражается в утверждении им идеи заботы Бога о человечестве, который наделил человека естественным чувством доброго и злого, справедливого и преступного.
Тем самым Бог даёт человеку своеобразные предпосылки к выбору того пути развития, тех форм поведения, которые способствуют спасению его души.
Вместе с тем, хотя чувство естественного права присутствует у каждого человека, в полной мере оно не осознаётся последним, а поэтому оно может искажаться в сознании людей и, соответственно, оказывается не в состоянии служить основой для целенаправленного построения государства.
Поэтому общество на основе естественного права вырабатывает право положительное, которое представляет собой совокупность законов, зафиксированных в документах, имеющих юридический статус.

И.А.
Ильин характеризует положительное право как «правовые нормы, установленные правовой властью и
1 См.: Лисица Ю.Т.
И.А.
Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии.

1991.
№5.
С.
146-158.
[стр. 95]

придает человеческой деятельности в сфере действия права и общественных отношений целенаправленный характер, что позволяет направлять поведение людей в целях достижения поставленных обществом и конкретной личностью задач.
В-пятых, правосознание является одной из форм человеческой жизни.
Ни один из видов человеческой деятельности не мыслим без ее оценки сознанием личности.
Никакая деятельность не мыслима вне сознания.
Безусловно, само сознание подвержено влиянию со стороны социальной действительности, но и сама действительность является воплощением мыслей и идей тех же личностей1 2.
Таким образом, современные исследователи творчества И.А.
Ильина в вопросе о природе правосознания совершенно справедливо приходят к выводу о том, что право основывается на естественных чувствах людей, независимо от того, моральные ли эти чувства или естественно-правовые.
Поэтому можно утверждать, что правосознание является частью представлений людей, характерных для человеческой природы, а право есть результат раскрытия сущности человека, проявление того, что дано индивиду изначально.
В данном случае нам важно определить значение таких понятий, как естественное право и позитивное, или положительное, право.
Несмотря на то, что в определении самого понятия права Ильин, как замечает Ю.Т.
Лисица, придерживается плюрализма и признаёт, что существуют много
л дефиниций права , в вопросах определения естественного и положительного права он достаточно точен.
Согласно правовым воззрениям
Ильина, предпосылки к формированию государства, самые общие представления о праве в человеческой природе заложены изначально и являют собой естественное право.
В учении
Ильина оно предстаёт в виде чувства справедливого, которое, полагает мыслитель, можно назвать «интуицией правоты».
В данном случае христианский подтекст философско-правового
1Ганиева Л.М.
Особенности формирования правового сознания россиян в современных условиях.
// Вестник Башкирского уииверситета.2001.
№1, с.
45-46.
2Лисица Ю.Т.
И.А.
Ильин как правовед и государствовед// Вопросы философии.

№ 5, 1991, с.
146-158.
95

[стр.,96]

учения И.Л.
Ильина выражается в утверждении им идеи заботы Бога о человечестве, Который наделил человека естественным чувством доброго и злого, справедливого и преступного.
Тем самым Бог даёт человеку своеобразные предпосылки к выбору того пути развития, тех форм поведения, которые способствуют спасению его души.
Вместе с тем, хотя чувство естественного права присутствует у каждого человека, в полной мере оно не осознаётся последним, а поэтому оно может искажаться в сознании людей и, соответственно, оказывается не в состоянии служить основой для целенаправленного построения государства.
Поэтому общество на основе естественного права вырабатывает право положительное, которое представляет собой совокупность законов, зафиксированных в документах, имеющих юридический статус.

Ильин характеризует положительное право как «правовые нормы, установленные правовой властью и
подлежащие применению»1.
Положительное право, полагает мыслитель, не является постоянным: оно меняется вместе с преобразованием норм морали.
Если они не соответствуют закону, то его называют устаревшим и со временем отменяют.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что естественное и положительное право всегда взаимосвязаны, причём уровень развития последнего характеризует общий моральный облик общества.
Рассмотрим сущность положительного права и его черты в учении И.А.
Ильина.
Позитивное право гарантируется уже не традициями, не «интуицией правоты», а государством.
«Основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и словесное закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей в качестве авторитетного 96 1 Ильин И.
Общее учение о праве и государстве // Там же, с.
201-202.

[Back]