Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 110]

110 нравственное»1.
Рассматривание законодательства в качестве совокупности норм морали, по справедливому мнению
И.А.
Ильина, позволяетиндивиду повиноваться праву «не только за страх, но и за совесть» и «каждый человек имеет не только правовую, но и моральную обязанность повиноваться
праву»2.
Вместе с тем отмстим, что основой для развития положительного нрава, согласно воззрениям И.А.
Ильина, является не столько естественное право, сколько духовно-нравственный опыт человечества.
Вспомним, что, духовность есть стремление человека организовать свою жизнь, согласно принципам нравственности, которые, в свою очередь, выражают
представления о высшем благе.
И.А.
Иными словами, положительное право выступает результатом духовного начала человеческого существа, стремящегося организовать своё бытие в соответствии с чувствами справедливого и доброго.
Именно в построении правового общества раскрывается разумность человека и его нравственная природа.
Здесь целесообразно обратить внимание на то, что, по мнению ряда современных исследователей, «разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, цель, которая считается безусловной (абсолютной), признаётся в качестве высшего
блага»3.
Следовательно, государственная жизнь людей есть среда, в которой раскрывается их разумное и духовное начала.
Исходя из установки
И.А.
Ильина о Божественном истоке человеческой духовности, государство и право предстают формами общественной организации, которая является осуществлением божественного назначения человека в этой жизни.
А Божественное назначение человека состоит в том, что он призван Богом творить христианскую культуру в мире и обращать к ней всё человечество.
Если человек недостаточно понимает важность этой цели и
сё взаимосвязь с правом, 1 См.: Новгородцев П.И.
Нравственность и право И Правоведение.
1995.
№ 6.
С.
12-18.
2 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
80.
3 Апресян Р.Г.
Этика.
М., 2004.
С.
14.
[стр. 98]

замечает философ1.
Право тогда имеет действенность, если оно основано на правосознании, на понимании естественного права и духовного призвания человека.
Современный исследователь философии права А.С.
Карпов замечает: «Правосознание, по И.А.
Ильину, это— духовная дисциплинированность инстинкта»2 3 4.
В данном случае право являет собой совокупность осознанных норм жизни в коллективе, которые облегчают человеку выбор модели поведения, позволяющей ему сосуществовать с другими людьми, не нарушая ни своих представлений о справедливости, ни принципов общественного порядка.
Таким образом, законодательство в воззрениях Ильина предстаёт совокупностью тех норм морали, следование которым обязательно для всех граждан и гарантируется государством.
Схожей точки зрения придерживался и философ-правовед П.И.
Новгородцев: «Суд, берущий на себя разрешение споров, имеет первоначально столько же юридическое значение, сколько нравственное»3.
Рассматривание законодательства в качестве совокупности норм морали, по справедливому мнению
Ильина, позволяет индивиду повиноваться праву «не только за страх, но и за совесть» и «каждый человек имеет не только правовую, но и моральную обязанность повиноваться праву»4.
Вместе с тем отметим, что основой для развития положительного права, согласно воззрениям Ильина, является не столько естественное право, сколько духовно-нравственный опыт человечества.
Вспомним, что, духовность есть стремление человека организовать свою жизнь, согласно принципам нравственности, которые, в свою очередь, выражают
1Ильин И.
О сущности правосознания // Там же, с.
170.
2 Карпов Л.С.
Социальная антропология русского консерватизма // Ьир://ап(Ьгоро1о§у.ги/ги/1ех($/каП§о у_а$/ги$ррГ_ 1 б.Ыгп! 3 Новгородцев П.С.
Нравственность и право // Правоведение, №6, 1995.
4 Ильин И.
Общее учение о праве и государстве // Там же, с.
80.
98

[стр.,99]

представления о высшем благе.
Иными словами, положительное право выступает результатом духовного начала человеческого существа, стремящегося организовать своё бытие в соответствии с чувствами справедливого и доброго.
Именно в построении правового общества раскрывается разумность человека и его нравственная природа.
Здесь целесообразно обратить внимание на то, что, по мнению ряда современных исследователей, «разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, цель, которая считается безусловной (абсолютной), признаётся в качестве высшего
блага»1.
Следовательно, государственная жизнь людей есть среда, в которой раскрывается их разумное и духовное начала.
Исходя из установки
Ильина о Божественном истоке человеческой духовности, государство и право предстают формами общественной организации, которая является осуществлением божественного назначения человека в этой жизни.
А Божественное назначение человека состоит в том, что он призван Богом творить христианскую культуру в мире и обращать к ней всё человечество.
Если человек недостаточно понимает важность этой цели и
её взаимосвязь с правом, то правосознание этого индивида ещё непрочное.
Мыслитель замечает: «Признанию положительного права мешает то обстоятельство, что люди не усматривают его духовной ценности и жизненной необходимости»2.
При исследовании положительного права И.А.
Ильин фактически переносит акцент с её объективно-теоретической стороны на духовную, субъективную сторону.
В.
Кураев справедливо замечает: «По Ильину, ни один логический аргумент, никакое даже самое развёрнутое теоретическое обоснование не могут сами по себе родить понимание бытия...
Путь...
к разумному и отчётливому постижению высших ценностей человеческого бытия, заключает Ильин, лежит через накопление и освоение 1 Гусейнов Л.А.
Апресян Р.Г.
Этика.
М., 2004, с.
14.
2 Там же, с.
182.
99

[Back]