Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 111]

111 то правосознание этого индивида ещё непрочное.
Мыслитель замечает: «Признанию положительного права мешает то обстоятельство, что люди не усматривают его духовной ценности и жизненной
необходимости»1 2 3.
При исследовании положительного права И.А.
Ильин фактически переносит акцент с её объективно-теоретической стороны на духовную, субъективную сторону.
В.И.
Кураев справедливо замечает: «По
И.А.
Ильину, ни один логический аргумент, никакое даже самое развёрнутое теоретическое обоснование не могут сами по себе родить понимание бытия...
Путь...
к разумному и отчётливому постижению высших ценностей человеческого бытия, заключает
И.А.
Ильин, лежит через накопление и освоение духовного опыта личности»”.
Полагаем, что данная мысль исходит не только из особенностей учения
И.А.
Ильина, но из самой русской философской традиции, которая подчёркивает, что человек, согласно своей природе, не может в своей жизнедеятельности руководствоваться исключительно логическими принципами.
Так, один из героев Ф.М.
Достоевского «Бесы» верно замечает: «Ни один народ ещё не устраивался на началах науки и разума»'.
В то же время
И.А.
Ильин обращает внимание на тот факт, что нередко развитие правовых институтов опережает эволюцию нравственного сознания общества.
Складывается ситуация, когда, с одной стороны, в государстве есть развитые институты права, но, с другой стороны, высокий моральный идеал выступает как понятие относительное, расплывчатое, а поэтому лишённое для самого общества практического значения.
Происходит
гак называемое раздвоение человеческой личности, поскольку законы в целях сокрытия противоправных деяний превращаются в объекты для манипуляций; но, вместе с тем, «интуиция правоты» по-прежнему заставляет человека чувствовать то, что он поступает нечестно.
И.А.
Ильин отмечает: «Тогда «право», единое и 1 Ильин И.А.
О сущности правосознания //
Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
182.
2 Кураев В.И.
Философ волевой идеи.
М., 1993.
С.
412.
3 Достоевский Ф.М.
Бесы.
М., 1982.
С.
243.
[стр. 99]

представления о высшем благе.
Иными словами, положительное право выступает результатом духовного начала человеческого существа, стремящегося организовать своё бытие в соответствии с чувствами справедливого и доброго.
Именно в построении правового общества раскрывается разумность человека и его нравственная природа.
Здесь целесообразно обратить внимание на то, что, по мнению ряда современных исследователей, «разумное поведение является морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель, цель, которая считается безусловной (абсолютной), признаётся в качестве высшего блага»1.
Следовательно, государственная жизнь людей есть среда, в которой раскрывается их разумное и духовное начала.
Исходя из установки Ильина о Божественном истоке человеческой духовности, государство и право предстают формами общественной организации, которая является осуществлением божественного назначения человека в этой жизни.
А Божественное назначение человека состоит в том, что он призван Богом творить христианскую культуру в мире и обращать к ней всё человечество.
Если человек недостаточно понимает важность этой цели и её взаимосвязь с правом, то правосознание этого индивида ещё непрочное.
Мыслитель замечает: «Признанию положительного права мешает то обстоятельство, что люди не усматривают его духовной ценности и жизненной
необходимости»2.
При исследовании положительного права И.А.
Ильин фактически переносит акцент с её объективно-теоретической стороны на духовную, субъективную сторону.
В.
Кураев справедливо замечает: «По
Ильину, ни один логический аргумент, никакое даже самое развёрнутое теоретическое обоснование не могут сами по себе родить понимание бытия...
Путь...
к разумному и отчётливому постижению высших ценностей человеческого бытия, заключает
Ильин, лежит через накопление и освоение 1 Гусейнов Л.А.
Апресян Р.Г.
Этика.
М., 2004, с.
14.
2 Там же, с.
182.
99

[стр.,100]

духовного опыта личности»1.
Полагаем, что данная мысль исходит не только из особенностей учения
Ильина, но из самой русской философской традиции, которая подчёркивает, что человек, согласно своей природе, не может в своей жизнедеятельности руководствоваться исключительно логическими принципами.
Так, один из героев Ф.М.
Достоевского «Бесы» верно замечает: «Ни один народ ещё не устраивался на началах науки и разума»2.
В то же время
И.Л.
Ильин обращает внимание на тот факт, что нередко развитие правовых институтов опережает эволюцию нравственного сознания общества.
Складывается ситуация, когда, с одной стороны, в государстве есть развитые институты права, но, с другой стороны, высокий моральный идеал выступает как понятие относительное, расплывчатое, а поэтому лишённое для самого общества практического значения.
Происходит
так называемое раздвоение человеческой личности, поскольку законы в целях сокрытия противоправных деяний превращаются в объекты для манипуляций; но, вместе с тем, «интуиция правоты» по-прежнему заставляет человека чувствовать то, что он поступает нечестно.
Ильин пишет: «Тогда «право», единое и верное по своей идее, раздваивается и вступает в своеобразное внутреннее разноречие с самим собою: естественное правосознание утверждает не то, о чем говорит знание положительного права, и в результате этого душа приобретает два различных правосознания, ибо наряду с естественным возникает правосознание положительное, не совпадающее с ним по содержанию»3.
Следствием противоречий между положительным и естественным правом является выхолащивание духовного содержания позитивного права, его «омертвление».
В результате люди теряют ясные представления о назначении права и при выборе формы поведения оказываются дезориентированными.
1 Кураев В.
Философ волевой идеи // Ильин И.А.
Путь к очевидности.
М., 1993, с.
412.
2Достоевский Ф.М.
Бесы // Собр.
соч.
в 12 Г., т.
8, М., 1982, с.
243.
1 Ильин И.
А.
О сущности правосознания
//Там же, с.
157-158.
100

[Back]