Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 114]

114 творческое начало.
Одно знание права, как области научного и логического осмысления, ещё не гарантирует роста в стране истинного
правосознания.1 2 Заметим: если в обществе уважение к правам людей является только обязанностью, трудным бременем, но не образом жизни, нс ценностью, укоренённой в сознание граждан, то мы не вправе говорить, что данное общество нравственно.
В обществе, в котором нет чётко зафиксированных и ясно осознанных правовых норм, сохраняется возможность для их нарушения, манипулирования ими или искажения.
Даже честный
хражданин без знания основ права нс может юридически защитить себя от несправедливых актов, угрожающих его чести, свободе и жизни.
«Незнание положительного права ведет неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого.
Мало того, оно делает невозможною жизнь в праве и по праву»", пишет И.А.
Ильин.
Поэтому общественное устройство, при котором знание права недоступно для большинства граждан,
не в силах обеспечить интенсивного развития правосознания и эффективной защиты достоинства и жизни людей.
И.А.
Ильин замечает, что в условиях правовой необразованности между властями и народом складываются отношения на основе корыстных интересов, при которых сохраняется возможность скрывать преступления одних и несправедливо наказывать невиновных.
Заметим, что это утверждение мыслителя приобрело особую остроту в настоящее время.
Становится ясным, что
И.А.
Ильин видит в праве строго фиксированную совокупность норм, актов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для нравственного совершенствования общества.
Причём содержание права предметно, и оно должно быть ясно понято большинством населения страны.
В противном случае ценности, нравственные принципы, лежащие в основе юридических наук, станут условными, относительными, лишёнными практической значимости.
Право ни в коем случае не должно
1 Ильин И.А.
О сущности правосознания //
Ильин И.А.
Собр.
соч.: В Ют.
Т.
4.
М., 1994.
С.
160.
2 Там же.
[стр. 102]

объективную ценность права и не уважают его предписаний; они видят в нем или неприятное стеснение, или в лучшем случае удобное средство для защиты и нападения».
Тем самым правосознание сводится к накоплению непродуманной информации из области положительного права и к умению использовать её в различных ситуациях, а за этим «знанием» и «пользованием» оно укрывает в себе глубокие недуги и дефекты, внутреннее вырождение и духовное бессилие общества1.
Поэтому для правовой и нравственной жизни общества необходимо постоянное обновление, которое находит реализацию в духовном росте людей.
Нравственное развитие необходимо потому, что знание права «не сводится к одному «знанию», но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего волю, и притом именно духовно воспитанную волю, а затем и чувство, и воображение, и все культурные, и хозяйственные отправления человеческой души»2.
Правосознание не может заключаться только в осмыслении одного «положительного права», так как всегда подходит к нему с некой высшей мерой; наконец, оно не является пассивным состоянием, но есть жизненно активное и творческое начало.
Одно знание права, как области научного и логического осмысления, ещё не гарантирует роста в стране истинного
правосознания3.
Заметим: если в обществе уважение к правам людей является только обязанностью, трудным бременем, но не образом жизни,
не ценностью, укоренённой в сознание граждан, то мы нс вправе говорить, что данное общество нравственно.
В обществе, в котором нет чётко зафиксированных и ясно осознанных правовых норм, сохраняется возможность для их нарушения, манипулирования ими или искажения.
Даже честный
гражданин без знания основ права не может юридически защитить себя от несправедливых актов, угрожающих его чести, свободе и жизни.
'
Ильин И.
Л.
О сущности правосознания // Там же, с.
159-160.
2 Там же, с.
160.
3 Там же.
102

[стр.,103]

«Незнание положительного права ведет неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого.
Мало того, оно делает невозможною жизнь в праве и по праву», пишет И.
Ильин1.
Поэтому общественное устройство, при котором знание права недоступно для большинства граждан,
нс в силах обеспечить интенсивного развития правосознания и эффективной защиты достоинства и жизни людей.
Ильин замечает, что в условиях правовой необразованности между властями и народом складываются отношения на основе корыстных интересов, при которых сохраняется возможность скрывать преступления одних и несправедливо наказывать невиновных.
Заметим, что это утверждение мыслителя приобрело особую остроту в настоящее время.
Становится ясным, что
Ильин видит в праве строго фиксированную совокупность норм, актов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для нравственного совершенствования общества.
Причём содержание права предметно, и оно должно быть ясно понято большинством населения страны.
В противном случае ценности, нравственные принципы, лежащие в основе юридических наук, станут условными, относительными, лишёнными практической значимости.
Право ни в коем случае не должно
порабощать человека посредством системы запретов; оно призвано сохранять достоинство личности, способствовать её духовному росту, давать ей свободу.
«Развитое правосознание умеет всегда разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол, и, решив этот вопрос, оно всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правомерного и до героизма последовательного непокорства»2.
1 Ильин И.
О сущности правосознания //
Там же, с.
160.
2 Ильин И.
Там же, с.
166.
103

[Back]