Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 115]

1 1 5 порабощать человека посредством системы запретов; оно призвано сохранять достоинство личности, способствовать её духовному росту, давать ей свободу.
Развитое правосознание
должно не только устанавливать начало и конец права, но и определять проявление произвола: «Решив этот вопрос, правосознание всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правомерного и до героизма последовательного непокорства»1.
И.А.
Ильин также обосновывает' необходимость утверждения теоретической основы права: «Юрист-теоретик
выдумывает, не фантазирует и не «препарирует», производя «нажимы на закон»; он объективно вскрывает смысл, значение и содержание положительного права, обнажая его во всех его достоинствах и недостатках; он раскрывает не только уже живущие в практике стороны его, но и те, которые оставались доселе под спудом, тая в себе возможность новых конфликтов»2.
Становится очевидным, что знание теории права раскрывает перед общественностью новые возможности для утверждения правового, а значит, рационального, разумного уклада жизни.
Вместе с тем такая постановка вопроса в учении И.А.
Ильина предполагает широкую свободу действий для представителя права, например судьи.
В таких условиях последнему необходимо основываться на доводах совести, на принципах естественного права, которое в ряде случаев допускает возможность различных трактовок законных или незаконных действий.
Таким образом, правосознание может быть развитым только на основе нравственных чувств, стремления не столько к законному, сколько к справедливому, или правовому.
В то же время для общества с недостаточно развитым нравственным и правовым сознанием укоренение в юридическую практику идеи творческого решения правовых проблем весьма опасно произволом и своеволием судов, которые могут
1 Ильин И.А.
О сущности правосознания //
Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
'Г.
4.
М., 1994.
С.
166.
1 Там же.
С.
168.
[стр. 103]

«Незнание положительного права ведет неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого.
Мало того, оно делает невозможною жизнь в праве и по праву», пишет И.
Ильин1.
Поэтому общественное устройство, при котором знание права недоступно для большинства граждан, нс в силах обеспечить интенсивного развития правосознания и эффективной защиты достоинства и жизни людей.
Ильин замечает, что в условиях правовой необразованности между властями и народом складываются отношения на основе корыстных интересов, при которых сохраняется возможность скрывать преступления одних и несправедливо наказывать невиновных.
Заметим, что это утверждение мыслителя приобрело особую остроту в настоящее время.
Становится ясным, что Ильин видит в праве строго фиксированную совокупность норм, актов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для нравственного совершенствования общества.
Причём содержание права предметно, и оно должно быть ясно понято большинством населения страны.
В противном случае ценности, нравственные принципы, лежащие в основе юридических наук, станут условными, относительными, лишёнными практической значимости.
Право ни в коем случае не должно порабощать человека посредством системы запретов; оно призвано сохранять достоинство личности, способствовать её духовному росту, давать ей свободу.
«Развитое правосознание
умеет всегда разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол, и, решив этот вопрос, оно всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правомерного и до героизма последовательного непокорства»2.
1 Ильин И.
О сущности правосознания //
Там же, с.
160.
2 Ильин И.
Там же, с.
166.
103

[стр.,104]

И.А.
Ильин также обосновывает необходимость утверждения теоретической основы права.
«Юрист-теоретик,
пишет Ильин, не выдумывает, не фантазирует и не «препарирует», производя «нажимы на закон»; он объективно вскрывает смысл, значение и содержание положительного права, обнажая его во всех его достоинствах и недостатках; он раскрывает нс только уже живущие в практике стороны его, но и те, которые оставались доселе под спудом, тая в себе возможность новых конфликтов, недоумений, кривотолков и бед.
Он не ждет практических поводов, хотя и умеет использовать их научно; объективное содержание права дано ему как предмет и тогда, когда кодекс еще нс введен в действие»1.
Становится очевидным, что знание теории права раскрывает перед общественностью новые возможности для утверждения правового, а значит, рационального, разумного уклада жизни.
Вместе с тем такая постановка вопроса в учении И.А.
Ильина предполагает широкую свободу действий для представителя права, например судьи.
В таких условиях последнему необходимо основываться на доводах совести, на принципах естественного права, которое в ряде случаев допускает возможность различных трактовок законных или незаконных действий.
Таким образом, правосознание может быть развитым только на основе нравственных чувств, стремления не столько к законному, сколько к справедливому, или правовому.
В то же время для общества с недостаточно развитым нравственным и правовым сознанием укоренение в юридическую практику идеи творческого решения правовых проблем весьма опасно произволом и своеволием судов, которые могут
руководствоваться корыстными мотивами, прикрывая свои поступки субъективными и двусмысленными трактовками чувств естественного права.
Исходя из вышесказанного, обратим внимание на следующие моменты: во-первых, согласно И.А.
Ильину, для человеческой природы характерны нравственные представления, которые образуют естественное 104 1 Там же, с.
168.

[Back]