Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 116]

1 1 6 руководствоваться корыстными мотивами, прикрывая свои поступки субъективными и двусмысленными трактовками чувств естественного права.
Исходя из вышесказанного, обратим внимание на следующие моменты: во-первых, согласно И.А.
Ильину, для человеческой природы характерны нравственные представления, которые образуют естественное
право.
Во-вторых, правосознание естественно для природы человека, ибо оно есть выражение его нравственных чувств.

В-трстьих, развитие права определяется уровнем развития нравственного сознания.
Здесь важно учесть, что идея любого закона, прежде чем получить юридический статус и быть зафиксированной в законодательстве, в первую очередь возникает в сознании субъекта и рассматривается общественностью в соответствии с её нормами морального.
Наконец, человек вырабатывает формы правового поведения в силу духовного начала своей природы.
Именно благодаря духовным переживаниям, личность стремится разумно обустроить мир и направить свою деятельность на достижение высшего блага.
Здесь, на наш взгляд, проявляется религиозная направленность учения И.А.
Ильина, в воззрениях которого духовный опыт выступает существенным мотивом для нравственного совершенствования.
Согласно мнению философа, религиозные переживания обращены к индивидуальному опыту человека, его субъективным установкам.
Вместе с тем для успешного развития правосознания необходимо следование принципам, оказывающим влияние, как на индивида, так и на общество в целом.
Такие принципы наиболее отчётливо представлены в области права, которое предстаёт как публичное и обязательное для соблюдения всеми членами общества.
Именно право способно обеспечить наиболее разумное или нравственное общежитие людей, оно задаёт
те нормы, на основании которых граждане способны не только к росту индивидуального сознания, но и к деятельному содействию в деле духовного совершенствования своих ближних.
Тем самым они не только следуют законам Божьи, но и выполняют гражданский и общечеловеческий долг.
Таким образом, форма разумного сосуществования
[стр. 104]

И.А.
Ильин также обосновывает необходимость утверждения теоретической основы права.
«Юрист-теоретик, пишет Ильин, не выдумывает, не фантазирует и не «препарирует», производя «нажимы на закон»; он объективно вскрывает смысл, значение и содержание положительного права, обнажая его во всех его достоинствах и недостатках; он раскрывает нс только уже живущие в практике стороны его, но и те, которые оставались доселе под спудом, тая в себе возможность новых конфликтов, недоумений, кривотолков и бед.
Он не ждет практических поводов, хотя и умеет использовать их научно; объективное содержание права дано ему как предмет и тогда, когда кодекс еще нс введен в действие»1.
Становится очевидным, что знание теории права раскрывает перед общественностью новые возможности для утверждения правового, а значит, рационального, разумного уклада жизни.
Вместе с тем такая постановка вопроса в учении И.А.
Ильина предполагает широкую свободу действий для представителя права, например судьи.
В таких условиях последнему необходимо основываться на доводах совести, на принципах естественного права, которое в ряде случаев допускает возможность различных трактовок законных или незаконных действий.
Таким образом, правосознание может быть развитым только на основе нравственных чувств, стремления не столько к законному, сколько к справедливому, или правовому.
В то же время для общества с недостаточно развитым нравственным и правовым сознанием укоренение в юридическую практику идеи творческого решения правовых проблем весьма опасно произволом и своеволием судов, которые могут руководствоваться корыстными мотивами, прикрывая свои поступки субъективными и двусмысленными трактовками чувств естественного права.
Исходя из вышесказанного, обратим внимание на следующие моменты: во-первых, согласно И.А.
Ильину, для человеческой природы характерны нравственные представления, которые образуют естественное
104 1 Там же, с.
168.


[стр.,105]

право.
Во-вторых, правосознание естественно для природы человека, ибо оно есть выражение его нравственных чувств.

В-третьих, развитие права определяется уровнем развития нравственного сознания.
Здесь важно учесть, что идея любого закона, прежде чем получить юридический статус и быть зафиксированной в законодательстве, в первую очередь возникает в сознании субъекта и рассматривается общественностью в соответствии с её нормами морального.
Наконец, человек вырабатывает формы правового поведения в силу духовного начала своей природы.
Именно благодаря духовным переживаниям, личность стремится разумно обустроить мир и направить свою деятельность на достижение высшего блага.
Здесь, на наш взгляд, проявляется религиозная направленность учения И.А.
Ильина, в воззрениях которого духовный опыт выступает существенным мотивом для нравственного совершенствования.
Согласно мнению философа, религиозные переживания обращены к индивидуальному опыту человека, его субъективным установкам.
Вместе с тем для успешного развития правосознания необходимо следование принципам, оказывающим влияние как на индивида, так и на общество в целом.
Такие принципы наиболее отчётливо представлены в области права, которое предстаёт как публичное и обязательное для соблюдения всеми членами общества.
Именно право способно обеспечить наиболее разумное, или нравственное общежитие людей, оно задаёт
тс нормы, на основании которых граждане способны не только к росту индивидуального сознания, но и к деятельному содействию в деле духовного совершенствования своих ближних.
Тем самым они не только следуют законам Божьим, но и выполняют гражданский и общечеловеческий долг.
Таким образом, форма разумного сосуществования
людей предстаёт в виде государства.
105

[Back]