117 предстает в виде государства. В первой половине XX в. И.А. Ильин констатировал кризис правосознания. Такой кризис был очевиден не только в России, но и в Европе. Его проявлению в значительной степени способствовали события двух мировых войн, в ходе которых обнаружилось, что многие люди, находясь вне действия юрисдикции права, совершали ряд преступлений. Мировые войны заставили интеллектуальную общественность задуматься о хрупкости правовой системы, способной в короткий срок оказаться разрушенной. Поэтому передовая мысль стала задаваться вопросами об истинных истоках права, причинах кризиса правосознания и сущности государства. Вероятно, этим и объясняется интерес европейцев к философско-правовым воззрениям И.А. Ильина, чьи труды многократно публиковались в Европе. И.А. Ильин, связывая рост правосознания с духовным опытом, не мог не заметить, что утрата действенности правовых механизмов регулирования межчеловеческих отношений является следствием упадка духовности. Человек, полагает он, не знающий смысла правовой жизни и того, что она предначертана Богом, стремится обустроить бытие по собственному усмотрению, вне веры в Бога. В результате право утрачивает способность воздействовать на сознание человека и служить основой для выработки разумного уклада жизни. И.А. Ильин задаётся вопросом о возможных причинах такого духовного упадка и о путях преодоления кризиса правосознания. Соответственно, он выделяет следующие характерные черты «больного» правосознания: «1. отрицание духа, духовной личности, духовной культуры, веры, семьи, родины и права как самостоятельных ценностей; 2. сведение человеческой жизни к материальным процессам, материальным мерилам и материальному благополучию; 3. неверие в силу личной свободы, инициативы и органического, творческого равновесия личной и общественной жизни; |
2.2. Духовный опыт и «живое правосознание» Вне духовного состояния множества индивидуальных душ государства нет и быть не может: государственное состояние людей есть прежде всего их духовное состояние. И.Л. Ильин В первой половине XX столетия И.А. Ильин констатировал кризис правосознания. Такой кризис был очевиден не только в России, но и в Европе. Его проявлению в значительной степени способствовали события двух мировых войн, в ходе которых обнаружилось, что многие люди, находясь вне действия юрисдикции права, совершали ряд преступлений. Мировые войны заставили интеллектуальную общественность задуматься о хрупкости правовой системы, способной в короткий срок оказаться разрушенной. Поэтому передовая мысль стала задаваться вопросами об истинных истоках права, причинах кризиса правосознания и сущности государства. Вероятно, этим и объясняется интерес европейцев к философско-правовым воззрениям И.А. Ильина, чьи труды многократно публиковались в Европе. И.А. Ильин, связывая рост правосознания с духовным опытом, не мог не заметить, что утрата действенности правовых механизмов регулирования межчеловеческих отношений является следствием упадка духовности. Человек, полагает он, не знающий смысла правовой жизни и того, что она предначертана Богом, стремится обустроить бытие по собственному усмотрению, вне веры в Бога. В результате право утрачивает способность воздействовать на сознание человека и служить основой для выработки разумного уклада жизни. Ильин задаётся вопросом о возможных причинах такого духовного упадка и о путях преодоления кризиса 106 правосознания. Соответственно, он выделяет следующие характерные черты «больного» правосознания: 1. Отрицание духа, духовной личности, духовной культуры, веры, семьи, родины и права как самостоятельных ценностей; 2. Сведение человеческой жизни к материальным процессам, материальным мерилам и материальному благополучию; 3. Неверие в силу личной свободы, инициативы и органического, творческого равновесия личной и общественной жизни; 4. Вера в силу механической покорности, диктаториального (авторитарного) приказа и запрета; в силу вражды, классовой борьбы, революции, всеобщей бедности и всеобщего уравнения1. Выявляя вышеуказанные черты, И.А. Ильин фактически высвечивает следующие истоки духовного и правового кризиса. Во-первых, отрицание самоценности человеческого существа и творимой им культуры. Во-вторых, подчинение смысла человеческой жизни решению государственных задач. Наконец, упадок правосознания рассматривается им как следствие преклонения перед материальными ценностями и раболепства перед вышестоящими в социальной иерархии. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что правосознание утрачивается там, где индивид теряет чувство собственного духовного достоинства, веру в то, что он, человек, создан по образу и подобию Бога как идеала абсолютного совершенства. Не случайно, ряд современных исследователей считает, что «в начале XX столетия бытие оказалось тяжело раненным», проявлением чего стала антропологическая катастрофа, смысл которой можно свести к следующему: «Антропологическая катастрофа это свершившийся метафизический акт, который проявился в духовных исканиях начала XX века, эта ситуация в культуре проявилась в том, что проблема укоренения человека в мире 1 Ильин И. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии. М., 2003, с. 276. 107 |