Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 118]

1 1 8 4.
вера в силу механической покорности, диктаториального (авторитарного) приказа и запрета; в силу вражды, классовой борьбы, революции, всеобщей бедности и всеобщего уравнения»1.
Выявляя вышеуказанные черты, И.А.
Ильин фактически высвечивает следующие истоки духовного и правового кризиса.
Во-первых, отрицание самоценности человеческого существа и творимой им культуры.
Во-вторых, подчинение смысла человеческой жизни решению государственных задач.
Наконец, упадок правосознания рассматривается им как следствие преклонения перед материальными ценностями и раболепства перед вышестоящими в социальной иерархии.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что правосознание утрачивается там, где индивид теряет чувство собственного духовного достоинства, веру в то, что он, человек, создан по образу и подобию Бога как идеала абсолютного совершенства.

Для преодоления кризиса правосознания, согласно
И.А.
Ильину, требуется человек с обновленным религиозным, нравственным, гражданским укладом.
Соответственно правомерна постановка вопроса о том, каким образом государство способно воздействовать на проявление и развитие в своих гражданах чувства духовного достоинства.
Проблематичность обозначенного вопроса обуславливалась пересмотром религиозных убеждений на рубеже
ХТХ-ХХ вв.
и необходимостью в формировании норм светских взаимоотношений, способствующих росту сознания личности.

И.А.
Ильин выделяет принципы, которые способны стать основой для роста духовного потенциала человека и, следовательно, развития его правосознания.
Важно подчеркнуть, что мыслитель исходит из того, что государственное развитие способно осуществляться в условиях развитого правосознания в обществе.
И сам рост правосознания возможен лишь тогда, когда духовные качества людей наиболее полно раскрываются.
Так, В.И.
Кураев замечает: «Человеческую личность
И.А.
Ильин рассматривает как вместилище 1 Ильин И.А.
Путь духовного обновления // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
3.
М., 1993.
С.
276.
[стр. 107]

правосознания.
Соответственно, он выделяет следующие характерные черты «больного» правосознания: 1.
Отрицание духа, духовной личности, духовной культуры, веры, семьи, родины и права как самостоятельных ценностей; 2.
Сведение человеческой жизни к материальным процессам, материальным мерилам и материальному благополучию; 3.
Неверие в силу личной свободы, инициативы и органического, творческого равновесия личной и общественной жизни; 4.
Вера в силу механической покорности, диктаториального (авторитарного) приказа и запрета; в силу вражды, классовой борьбы, революции, всеобщей бедности и всеобщего уравнения1.
Выявляя вышеуказанные черты, И.А.
Ильин фактически высвечивает следующие истоки духовного и правового кризиса.
Во-первых, отрицание самоценности человеческого существа и творимой им культуры.
Во-вторых, подчинение смысла человеческой жизни решению государственных задач.
Наконец, упадок правосознания рассматривается им как следствие преклонения перед материальными ценностями и раболепства перед вышестоящими в социальной иерархии.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что правосознание утрачивается там, где индивид теряет чувство собственного духовного достоинства, веру в то, что он, человек, создан по образу и подобию Бога как идеала абсолютного совершенства.

Не случайно, ряд современных исследователей считает, что «в начале XX столетия бытие оказалось тяжело раненным», проявлением чего стала антропологическая катастрофа, смысл которой можно свести к следующему: «Антропологическая катастрофа это свершившийся метафизический акт, который проявился в духовных исканиях начала XX века, эта ситуация в культуре проявилась в том, что проблема укоренения человека в мире 1 Ильин И.
Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии.
М., 2003, с.
276.
107

[стр.,108]

оказалась трудновыполнимой...»1.
Для преодоления кризиса правосознания, согласно
Ильину, требуется человек с обновленным религиозным, нравственным, гражданским укладом2.
Соответственно правомерна постановка вопроса о том, каким образом государство способно воздействовать на проявление и развитие в своих гражданах чувства духовного достоинства.
Проблематичность обозначенного вопроса обуславливалась пересмотром религиозных убеждений на рубеже
Х1Х-ХХ веков и необходимостью в формировании норм светских взаимоотношений, способствующих росту сознания личности.
Ильин выделяет принципы, которые способны стать основой для роста духовного потенциала человека и, следовательно, развития его правосознания.
Важно подчеркнуть, что мыслитель исходит из того, что государственное развитие способно осуществляться в условиях развитого правосознания в обществе.
И сам рост правосознания возможен лишь тогда, когда духовные качества людей наиболее полно раскрываются.
Так, В.
Кураев замечает: «Человеческую личность
Ильин рассматривает как вместилище духовного, и прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления его души и воли»3.
Полагаем также, что именно от духовного облика граждан зависит и уровень государственного развития.
Любой кризис страны, будь то политический, экономический или социальный, есть в значительной степени следствие духовного упадка общества, поэтому для осуществления любых позитивных преобразований в стране необходимо духовное возрастание граждан.
Государству же надлежит содействовать накоплению и освоению людьми духовного опыта, росту их духовного достоинства.
Одним из средств содействия духовному развитию 1Колычева С.В.
Проблема антропологической катастрофы в западноевропейской философии XX века // Антропологические конфигурации современной философии.
Материалы научной конференции.
М., 2004, с.
115.
2 Смирнов И.Н.
И.А.
Ильин о духовном обновлении России // Ильин И.А.
Наши задачи: историческая судьба и будущее России.
М., 1992, с.
6-15.
1 Кураев В.
Философ волевой идеи // Ильин И.А.
Путь к очевидности.
М.: Республика, 1993,с.4Ю.
108

[Back]