Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 119]

119 духовного, и, прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления его души и воли»1.
Полагаем также, что именно от духовного облика граждан зависит и уровень государственного развития.
Любой кризис страны, будь то политический, экономический или социальный, есть в значительной степени следствие духовного упадка общества, поэтому для осуществления любых позитивных преобразований в стране необходимо духовное возрастание граждан.
Государству же надлежит содействовать накоплению и освоению людьми духовного опыта, росту их духовного достоинства.
Одним из средств содействия духовному развитию
людей предстаёт укоренение в общественном сознании ясных представлений о положительном, или позитивном, праве.
Для прояснения вопроса о способах воздействия позитивного права и государства на рост собственного духовного достоинства, следует определить рамки, в пределах которых обращение к силе закона целесообразно,
а за пределами которых закон теряет смысл и значимость.
Помимо этого, нам также важно рассмотреть соотношение естественного и положительного права в воззрениях
И.А.
Ильина.
Мыслитель обращает внимание на то, что даже если бы правовая регламентация была возможной, то это привело бы к ряду негативных последствий.
Во-первых, люди из-за чрезмерной предусмотрительности и подчинённости закону потеряли бы всякую инициативу и стремление к самостоятельным суждениям.
Во-вторых, авторитарное господство закона стеснило бы область нравственности, которая в значительной мере потеряла бы самостоятельность, и было бы трудно отличить поступки, определяемые нравственными мотивами, от действий, продиктованных буквой закона.
Право, согласно воззрениям
И.А.
Ильина, должно предусматривать свободу определенных поступков и даже отстаивать эту свободу.
Вместе с тем для
1 Кураев В.И.
Философ волевой идеи.
М., 1993.
С.
410.
[стр. 108]

оказалась трудновыполнимой...»1.
Для преодоления кризиса правосознания, согласно Ильину, требуется человек с обновленным религиозным, нравственным, гражданским укладом2.
Соответственно правомерна постановка вопроса о том, каким образом государство способно воздействовать на проявление и развитие в своих гражданах чувства духовного достоинства.
Проблематичность обозначенного вопроса обуславливалась пересмотром религиозных убеждений на рубеже Х1Х-ХХ веков и необходимостью в формировании норм светских взаимоотношений, способствующих росту сознания личности.
Ильин выделяет принципы, которые способны стать основой для роста духовного потенциала человека и, следовательно, развития его правосознания.
Важно подчеркнуть, что мыслитель исходит из того, что государственное развитие способно осуществляться в условиях развитого правосознания в обществе.
И сам рост правосознания возможен лишь тогда, когда духовные качества людей наиболее полно раскрываются.
Так, В.
Кураев замечает: «Человеческую личность Ильин рассматривает как вместилище духовного, и прежде всего религиозного, опыта, поэтому и обновление человека нужно начинать, полагает он, не с коренной ломки социальных условий существования, но с обновления его души и воли»3.
Полагаем также, что именно от духовного облика граждан зависит и уровень государственного развития.
Любой кризис страны, будь то политический, экономический или социальный, есть в значительной степени следствие духовного упадка общества, поэтому для осуществления любых позитивных преобразований в стране необходимо духовное возрастание граждан.
Государству же надлежит содействовать накоплению и освоению людьми духовного опыта, росту их духовного достоинства.
Одним из средств содействия духовному развитию
1Колычева С.В.
Проблема антропологической катастрофы в западноевропейской философии XX века // Антропологические конфигурации современной философии.
Материалы научной конференции.
М., 2004, с.
115.
2 Смирнов И.Н.
И.А.
Ильин о духовном обновлении России // Ильин И.А.
Наши задачи: историческая судьба и будущее России.
М., 1992, с.
6-15.
1 Кураев В.
Философ волевой идеи // Ильин И.А.
Путь к очевидности.
М.: Республика, 1993,с.4Ю.
108

[стр.,109]

людей предстаёт укоренение в общественном сознании ясных представлений о положительном, или позитивном праве.
Для прояснения вопроса о способах воздействия позитивного права и государства на рост собственного духовного достоинства, следует определить рамки, в пределах которых обращение к силе закона целесообразно;
но за которыми закон теряет смысл и значимость.
Помимо этого, нам также важно рассмотреть соотношение естественного и положительного права в воззрениях
И.Л.
Ильина.
Мыслитель обращает внимание на то, что даже если бы правовая регламентация была возможной, то это привело бы к ряду негативных последствий.
Во-первых, люди из-за чрезмерной предусмотрительности и подчинённости закону потеряли бы всякую инициативу и стремление к самостоятельным суждениям.
Во-вторых, авторитарное господство закона стеснило бы область нравственности, которая в значительной мере потеряла бы самостоятельность, и было бы трудно отличить поступки, определяемые нравственными мотивами, от действий, продиктованных буквой закона.
Право, согласно воззрениям
Ильина, должно предусматривать свободу определенных поступков и даже отстаивать эту свободу.
Вместе с тем для
действенной организации государственной жизни, для того чтобы закон не подавлял человека, важно определить области применения закона и норм морали.
Вопрос о границах нравственного и правового мыслитель поднимает в работе «О сущности правосознания».
Философ отталкивается от идеи ограниченности сферы действия юриспруденции: «Правовая «сеть», как и всякая сеть, имеет пустые промежутки; она не сковывает человека по рукам и ногам.
Право не только не предусматривает все действия и состояния людей, но и не стремится к этому; а в том, что предусмотрено, оно нс может действовать подобно законам природы»1.
Соответственно, важно выявить 109 1 Ильин И.
А.
О сущности правосознания // Там же, с.
171.

[Back]