Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 120]

120 действенной организации государственной жизни, для того чтобы закон не подавлял человека, важно определить области применения закона и норм морали.
Вопрос о границах нравственного и правового мыслитель поднимает в работе «О сущности правосознания».
Философ отталкивается от идеи ограниченности сферы действия юриспруденции: «Правовая «сеть», как и всякая сеть, имеет пустые промежутки; она не сковывает человека по рукам и ногам.
Право не только не предусматривает все действия и состояния людей, но и не стремится к этому; а в том, что предусмотрено, оно
не может действовать подобно законам природы»1 2.
Соответственно, важно выявить область жизни человека, оказывающую влияние на различные стороны его бытия, в том числе и на правовую.
Раскрытие основ и истоков права само по себе вовсе не определяет его возможности.
В судебном делопроизводстве обращение к нравственным убеждениям не всегда результативно, тем не менее, оно позволяет скорректировать меру наказания, целостно представить картину правонарушения.
В конечном итоге «виновность человека определяется внутренним состоянием его души и духа, а не внешним деянием, фактическая наличность и уголовная
предусмотренность которого дают лишь Л основание для начатия предварительного следствия»”.
Фактически подсудимый сам должен осознать степень своей виновности, а судья призван убедить его в правильности этих чувств и помочь ему предметно понять и искупить свою вину.
Вместе с тем возникает вопрос, ставящий под сомнение необходимость обоснования права.

Сама предметность и практичность права ставится под сомнение, что лишает его значимости в сознании граждан.
В другой работе
И.А.
Ильин замечает, что справедливость не обеспечивается общими
1 Ильин И.А.
О сущности правосознания //
Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
171.
2 Там же.
С.
222.
[стр. 109]

людей предстаёт укоренение в общественном сознании ясных представлений о положительном, или позитивном праве.
Для прояснения вопроса о способах воздействия позитивного права и государства на рост собственного духовного достоинства, следует определить рамки, в пределах которых обращение к силе закона целесообразно; но за которыми закон теряет смысл и значимость.
Помимо этого, нам также важно рассмотреть соотношение естественного и положительного права в воззрениях И.Л.
Ильина.
Мыслитель обращает внимание на то, что даже если бы правовая регламентация была возможной, то это привело бы к ряду негативных последствий.
Во-первых, люди из-за чрезмерной предусмотрительности и подчинённости закону потеряли бы всякую инициативу и стремление к самостоятельным суждениям.
Во-вторых, авторитарное господство закона стеснило бы область нравственности, которая в значительной мере потеряла бы самостоятельность, и было бы трудно отличить поступки, определяемые нравственными мотивами, от действий, продиктованных буквой закона.
Право, согласно воззрениям Ильина, должно предусматривать свободу определенных поступков и даже отстаивать эту свободу.
Вместе с тем для действенной организации государственной жизни, для того чтобы закон не подавлял человека, важно определить области применения закона и норм морали.
Вопрос о границах нравственного и правового мыслитель поднимает в работе «О сущности правосознания».
Философ отталкивается от идеи ограниченности сферы действия юриспруденции: «Правовая «сеть», как и всякая сеть, имеет пустые промежутки; она не сковывает человека по рукам и ногам.
Право не только не предусматривает все действия и состояния людей, но и не стремится к этому; а в том, что предусмотрено, оно
нс может действовать подобно законам природы»1.
Соответственно, важно выявить 109 1 Ильин И.
А.
О сущности правосознания //
Там же, с.
171.


[стр.,110]

область жизни человека, оказывающую влияние на различные стороны его бытия, в том числе и на правовую.
Раскрытие основ и истоков права само по себе вовсе не определяет его возможности.
В судебном делопроизводстве обращение к нравственным убеждениям не всегда результативно, тем не менее оно позволяет скорректировать меру наказания, целостно представить картину правонарушения.
В конечном итоге «виновность человека определяется внутренним состоянием его души и духа, а не внешним деянием, фактическая наличность и уголовная
нредусмотренность которого дают лишь основание для начатия предварительного следствия»1.
Фактически подсудимый сам должен осознать степень своей виновности, а судья призван убедить его в правильности этих чувств и помочь ему предметно понять и искупить свою вину.
Вместе с тем возникает вопрос, ставящий под сомнение необходимость обоснования права.

Если право нс может регулировать все сферы жизнедеятельности общества, если законы можно нарушать, а наказания может и не быть, то зачем же нужно право? Сама предметность и практичность права ставится под сомнение, что лишает его значимости в сознании граждан.
В другой работе
Ильин замечает, что справедливость не обеспечивается общими правилами, но она, кроме удовлетворительных законов, ещё требует и справедливых людей, требует живого человеческого искания и творчества.
Если в государстве нет живого и справедливого правосознания, то даже самые совершенные законы оказываются неэффективными.
Значит, нужны не "правила", а верный настрой души, необходима воля к справедливости.
Справедливость в обществе не обеспечивается развитым законодательством, последнее может быть действенным только в качестве надстройки к «живому» правосознанию.
«Всякий закон есть отвлеченное правило.
Никакой закон не может уловить и 1 Ильин И.
О сущности правосознания //
Там же, с.
222.
ПО

[Back]