Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 121]

121 правилами, но она, кроме удовлетворительных законов, ещё требует и справедливых людей, требует живого человеческого искания и творчества.
Если в государстве нет живого и справедливого правосознания, то даже самые совершенные законы оказываются неэффективными.
Значит, нужны не правила, а верный настрой души, необходима воля к справедливости.
Справедливость в обществе не обеспечивается развитым законодательством, последнее может быть действенным только в качестве надстройки к «живому» правосознанию.
В
работе «В поисках справедливости» И.Л.
Ильин определяет: «Всякий закон есть отвлеченное правило.
Никакой закон не может уловить и
предусмотреть всю полноту и все разнообразие жизни»1 2 3.
Поэтому не следует ждать высокой законопослушности от людей, лишённых развитого нравственного сознания; «развитие правосознания требует, прежде всего, работы над расширением и утончением своего внутреннего духовного о
опыта» .
Действительно, человеческий разум способен найти пути, с помощью которых он может «обойти» любой закон, и только высокий уровень нравственного развития не позволяет индивиду принести боль и страдание своим ближним.
Важно учесть, что право
задаст лишь определённые условия жизни человека, который, согласно им, выбирает форму своего поведения.
Если же условия жизни индивида изменяются, то происходит «прихотливое
персструктурирование сущностных сторон познания, в результате чего формируются бесконечно разнообразные по качеству функциональные состояния» .
Вместе с тем время от времени бесконечное разнообразие житейских ситуаций ставит перед человеком проблему, решение которой требует нарушения закона ради торжества справедливости, ради спасения чести и жизни своего ближнего.
В данном случае личность преступает юридический закон не
1 Ильин И.
А.
В поисках справедливости // Ильин И.
А.
Собр.
соч.: В Ют.
Т.
2.
М., 1993.
С.
235.
2 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Там же.

Т.
4.
М., 1994.
С.
174.
3 Щавелёв С.Г1.
Практическое познание.
Воронеж, 1994.
С.
13.
[стр. 110]

область жизни человека, оказывающую влияние на различные стороны его бытия, в том числе и на правовую.
Раскрытие основ и истоков права само по себе вовсе не определяет его возможности.
В судебном делопроизводстве обращение к нравственным убеждениям не всегда результативно, тем не менее оно позволяет скорректировать меру наказания, целостно представить картину правонарушения.
В конечном итоге «виновность человека определяется внутренним состоянием его души и духа, а не внешним деянием, фактическая наличность и уголовная нредусмотренность которого дают лишь основание для начатия предварительного следствия»1.
Фактически подсудимый сам должен осознать степень своей виновности, а судья призван убедить его в правильности этих чувств и помочь ему предметно понять и искупить свою вину.
Вместе с тем возникает вопрос, ставящий под сомнение необходимость обоснования права.
Если право нс может регулировать все сферы жизнедеятельности общества, если законы можно нарушать, а наказания может и не быть, то зачем же нужно право? Сама предметность и практичность права ставится под сомнение, что лишает его значимости в сознании граждан.
В другой работе Ильин замечает, что справедливость не обеспечивается общими правилами, но она, кроме удовлетворительных законов, ещё требует и справедливых людей, требует живого человеческого искания и творчества.
Если в государстве нет живого и справедливого правосознания, то даже самые совершенные законы оказываются неэффективными.
Значит, нужны не "правила", а верный настрой души, необходима воля к справедливости.
Справедливость в обществе не обеспечивается развитым законодательством, последнее может быть действенным только в качестве надстройки к «живому» правосознанию.
«Всякий
закон есть отвлеченное правило.
Никакой закон не может уловить и
1 Ильин И.
О сущности правосознания // Там же, с.
222.
ПО

[стр.,111]

предусмотреть всю полноту и все разнообразие жизни»1.
Поэтому не следует ждать высокой законопослушности от людей, лишённых развитого нравственного сознания; «развитие правосознания требует прежде всего работы над расширением и утончением своего внутреннего духовного опыта»2.
Действительно, человеческий разум способен найти пути, с помощью которых он может «обойти» любой закон, и только высокий уровень нравственного развития не позволяет индивиду принести боль и страдание своим ближним.
Важно учесть, что право
задаёт лишь определённые условия жизни человека, который, согласно им, выбирает форму своего поведения.
Если же условия жизни индивида изменяются, то происходит «прихотливое
переструктурирование сущностных сторон познания, в результате чего формируются бесконечно разнообразные по качеству функциональные состояния»3.
Вместе с тем время от времени бесконечное разнообразие житейских ситуаций ставит перед человеком проблему, решение которой требует нарушения закона ради торжества справедливости, ради спасения чести и жизни своего ближнего.
В данном случае личность преступает юридический закон не
вопреки правосознанию, а, наоборот, в силу развитого правосознания.
Собственно говоря, в такой ситуации человек, преступающий закон, следует принципам естественного права, и судье ради вынесения справедливого решения важно учитывать соотношение естественного и положительного права.
И.Л.
Ильин полагает, что при решении обстоятельств, в которых естественное право противоречит положительному праву, судье следует ориентироваться на первое, ибо позитивное право основано на естественном праве.
Тем самым мыслитель подчиняет положительное право естественному.
В данном случае не следует забывать утверждения философа 1 Ильин И.
В поисках справедливости // Собрание сочинений в Ют., Т.
2.
Кн.
1, М., 1993, с.
235.
2 Ильин И.
О сущности правосознания // Там же,
с.
174.
5 Щавелбв С.П.
Практическое познание.
Воронеж, 1994, с.
13.
Ш

[Back]