Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 123]

123 обеспечить жизнеспособность права, придать законам действенность и использовать их в соответствии с чувством справедливого.
«Здоровое правосознание...
принимает действующие законы
нс для того, чтобы формально приводить их в жизнь, превращая правопорядок в мёртвую бюрократическую работу, в сухое педантство, в явную несправедливость...»1 2 3, пишет И.А.
Ильин.
Иными словами, приговор суда по своей идее призван отразить нравственный облик подсудимого,
«виновность и невиновность человека, устанавливаемая уголовным судом, определяется не чем иным, как именно состоянием его правосознания» .
Правосознание обращено к тому, чтобы законы, зафиксированные в кодексах, могли бы стать эффективным регулятором межчеловеческих
отношений.
И.А.
Ильин также обращает внимание и па тот факт, что в государстве могут быть законы, противоречащие естественному праву, но люди с развитым нравственно-правовым сознанием в своих действиях следуют велениям совести.
Характерен пример: в Российской империи, в условиях крепостного права, некоторые помещики отпускали крестьян на свободу, ибо их чувство справедливого оказывалось сильнее тех установок, которые задавались государством.
Таким образом, философ делает важнейший вывод, что «естественное право призвано руководить не только созданием норм положительного права, но и жизнью в повседневных правоотношениях» .
Здесь на первый план выходит именно нравственное сознание, задающее соответствующую интенсивность росту правосознания.
Именно правосознание, основанное на высоких нравственных представлениях, И.А.
Ильин называет «живым правосознанием».
Оно живо потому, что способно преодолевать косность законодательства, эффективно решать правовые проблемы в различных областях жизни людей, а самое главное, оно не подавляет человека, а способствует развитию в нём чувства собственного
1 Ильин И.Л.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
222.
2 Там же.
3 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
218.
[стр. 112]

0 том, что «положительное право по самому существу своему есть организованная попытка формулировать естественное право»'.
Л.М.
Хачатурян, полагает, что в учении И.А.
Ильина положительное право есть нормативное знание, приобретённое в ходе исторического опыта народа и основанное на естественном праве.
«Нормативное знание в первую очередь человеческий опыт ориентировано на действие естественных законов...»1 2.
Положение И.А.
Ильина о приоритетном значении естественного права (по сравнению с положительным правом) оказало значительное влияние на дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России.
Добавим к этому, что ряд современных исследователи права также обращают внимание на необходимость подчинения позитивного права следует естественному.
Так, В.С.
Нерсесянц указывает на то, что, «согласно сстественноправовой аксиологии, естественное право как воплощение объективных свойств и ценностей «настоящего» права выступает в виде должного образца, цели и критерия для оценки позитивного права»3 4.
Такое утверждение призвано обеспечить жизнеспособность права, придать законам действенность и использовать их в соответствии с чувством справедливого.
«Здоровое правосознание...
принимает действующие законы
не для того, чтобы формально приводить их в жизнь, превращая правопорядок в мёртвую бюрократическую работу, в сухое педантство, в явную несправедливость...», пишет И.А.
Ильин.
Иными словами, приговор суда по своей идее призван отразить нравственный облик подсудимого.

Так, философ пишет: «Виновность и невиновность человека, устанавливаемая уголовным судом, определяется не чем иным, как именно состоянием его правосознания»*.
Правосознание обращено к тому, чтобы законы, зафиксированные в кодексах, могли бы стать эффективным регулятором межчеловеческих
1 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Там же, с.
212.
2 Хачатурян Л.В.
Канонические тексты и правило авторитета в оценке религиозной философии: Л.
Хомяков В.
Соловьев И.
Ильин // Общественные науки и современность.
2002, № 4, с.
157.
3 Нерсесянц В.С.
Философия права.
М., 2001, с.
54.
4 Ильин И.
О сущности правосознания // Там же, с.
222.
112

[стр.,113]

отношений.
Ильин также обращает внимание и на тот факт, что в государстве могут быть законы, противоречащие естественному праву, но люди с развитым нравственно-правовым сознанием в своих действиях следуют велениям совести.
Характерен пример: в Российской империи, в условиях крепостного права, некоторые помещики отпускали крестьян на свободу, ибо их чувство справедливого оказывалось сильнее тех установок, которые задавались государством.
Таким образом, философ делает важнейший вывод, что «естественное право призвано руководить не только созданием норм положительного права, но и жизнью в повседневных правоотношениях»'.
Здесь на первый план выходит именно нравственное сознание, задающее соответствующую интенсивность росту правосознания.
Именно правосознание, основанное на высоких нравственных представлениях, И.А.
Ильин называет «живым правосознанием».
Оно живо потому, что способно преодолевать косность законодательства, эффективно решать правовые проблемы в различных областях жизни людей, а самое главное, оно не подавляет человека, а способствует развитию в нём чувства собственного
духовного достоинства.
Остановимся подробнее на вопросе взаимосвязи правосознания и духового достоинства личности.
И.А.
Ильин считает, что право может приниматься человеком добровольно и потребность в правовой жизни должна исходить не из индивидуальных интересов, а из желаний всего общества.
Сущность государства, согласно И.А.
Ильину, состоит в том, что его граждане имеют общую цель и составляют некую духовную общину.
Каждый человек в государстве стремится добиться решения собственных задач, но они непосредственно связаны с желаниями человеческого духа, которым наделено любое человеческое существо.
Таким образом, люди стремятся к достижению той цели, осознание которой характерно для каждого индивида.
Данная установка нашла своё отражение в современных трактовках понятия “Ьопит соттипе” (общее благо).
Так, В.С.
Нерсесянц пишет: «Всеобщее лз 1 Там же, с.
218.

[Back]