Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 124]

124 духовного достоинства.
Остановимся подробнее на вопросе взаимосвязи правосознания и духового достоинства личности.
И.А.
Ильин считает, что право может приниматься человеком добровольно и потребность в правовой жизни должна исходить не из индивидуальных интересов, а из желаний всего общества.
Сущность государства, согласно И.А.
Ильину, состоит в том, что его граждане имеют общую цель и составляют' некую духовную общину.
Каждый человек в государстве стремится добиться решения собственных задач, но они непосредственно связаны с желаниями человеческого духа, которым наделено любое человеческое существо.
Таким образом, люди стремятся к достижению той цели, осознание которой характерно для каждого индивида.
Данная установка нашла своё отражение в современных трактовках понятия
"Ьопит соттипе" (общее благо).
Так, В.С.
Нерсесянц пишет: «Всеобщее
правовое начало, представленное в общем благе, это формальное единство различий, то общее, что объединяет различия, т.
е.
та всеобщая форма и норма...
в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для них норме равной свободы»1
2.
У И.А.
Ильина иной взгляд, он полагает, что каждый отдельно взятый индивид призван осознавать правовой уклад в качестве формы раскрытия сущности своей природы, осмысления её содержания, заданного волей Бога.
Тем самым осмысление сущности правовой жизни связано, во-первых, с самопознанием, во-вторых, с постижением назначения самого права.
Истинное правосознание предполагает осмысленное принятие закона.

И.А.
Ильин пишет, что «человек со здоровым правосознанием...
стремится уловить и освоить ту цель закона, которую законодатель имел в виду...»2.

Так становится очевидным, что правосознание предлагает человеку осмысливать всякий закон, оно не приемлет слепого подчинения.
Понимание назначения закона является важнейшей характеристикой
1 Нерсесянц В.С.
Философия права.
М., 2001.
С.
89.
2 Ильин И.А.
Религиозный смысл философии.

М., 2003.
С.
282.
[стр. 113]

отношений.
Ильин также обращает внимание и на тот факт, что в государстве могут быть законы, противоречащие естественному праву, но люди с развитым нравственно-правовым сознанием в своих действиях следуют велениям совести.
Характерен пример: в Российской империи, в условиях крепостного права, некоторые помещики отпускали крестьян на свободу, ибо их чувство справедливого оказывалось сильнее тех установок, которые задавались государством.
Таким образом, философ делает важнейший вывод, что «естественное право призвано руководить не только созданием норм положительного права, но и жизнью в повседневных правоотношениях»'.
Здесь на первый план выходит именно нравственное сознание, задающее соответствующую интенсивность росту правосознания.
Именно правосознание, основанное на высоких нравственных представлениях, И.А.
Ильин называет «живым правосознанием».
Оно живо потому, что способно преодолевать косность законодательства, эффективно решать правовые проблемы в различных областях жизни людей, а самое главное, оно не подавляет человека, а способствует развитию в нём чувства собственного духовного достоинства.
Остановимся подробнее на вопросе взаимосвязи правосознания и духового достоинства личности.
И.А.
Ильин считает, что право может приниматься человеком добровольно и потребность в правовой жизни должна исходить не из индивидуальных интересов, а из желаний всего общества.
Сущность государства, согласно И.А.
Ильину, состоит в том, что его граждане имеют общую цель и составляют некую духовную общину.
Каждый человек в государстве стремится добиться решения собственных задач, но они непосредственно связаны с желаниями человеческого духа, которым наделено любое человеческое существо.
Таким образом, люди стремятся к достижению той цели, осознание которой характерно для каждого индивида.
Данная установка нашла своё отражение в современных трактовках понятия
“Ьопит соттипе” (общее благо).
Так, В.С.
Нерсесянц пишет: «Всеобщее
лз 1 Там же, с.
218.


[стр.,114]

правовое начало, представленное в общем благе, это формальное единство различий, то общее, что объединяет различия, т.
е.
та всеобщая форма и норма...
в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для них норме равной свободы»1.

Относительно отдельно взятых индивидов Ильин полагает, что каждый из них призван осознать правовой уклад в качестве формы раскрытия сущности своей природы, осмысления её содержания, заданного волей Бога.
Тем самым осмысление сущности правовой жизни связано: вопервых, с самопознанием, во-вторых, с постижением назначения самого права.
Истинное правосознание предполагает осмысленное принятие закона.

Ильин пишет, что «человек со здоровым правосознанием...
стремится уловить и освоить ту цель закона, которую законодатель имел в виду...»2.

Тем самым становится очевидным, что правосознание предлагает человеку осмысливать всякий закон, оно не приемлет слепого подчинения.
Понимание назначения закона является важнейшей характеристикой
здорового правосознания, ибо для нормального развития последнего необходимо проявление свободной воли гражданина.
Правосознание может быть истинным, если оно принимается добровольно.
Исходя из этого, Ильин делает вывод: «Только свободное признание права не унизительно для человека, только оно может достойно разрешать задачи правотворчества, только оно найдет для себя истинную основу в человеческом духе, только оно сумеет достигнуть последней цели усовершенствования положительного права»3.
Действительно, право призвано не порабощать человека юридическими актами, а через развитие его нравственного сознания освобождать от подавляющего действия закона.
Если же индивид принимает право, которое молча ненавидит, то весьма затруднительно говорить о 1 Нсрсссянц В.С.
Философия права.
М., 2001, с.
89.
2 Ильин И.
Религиозный смысл философии
//Путь духовного обновления.
М., 2003, с.
282.
3 Ильин И.
О сущности правосознания // Там же, с.
181.
114

[Back]