Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 126]

126 закон нс должен быть ей навязан, но он может свободно и осознанно ею приниматься.
Вопрос же о факторах, влияющих на принятие или непринятие закона, обращён к нравственному сознанию человека.
Таким образом, для развития здорового правосознания человеку необходимо предоставить свободу выбора, понимаемую не как отсутствие ответственности за преступления, а как условие для справедливого ведения делопроизводства в судах.
Самым же главным является то, что истинное правосознание основано на чувстве собственного духовного достоинства.
Чтобы раскрыть глубинную связь между духовным достоинством личности и живым правосознанием, И.А.
Ильин выделяет три аксиомы правосознания.
Их рассмотрение позволит
выявить сущность такого важного понятия в философско-правовом учении И.А.
Ильина, как чувство духовного достоинства.

Аксиома правосознания гласит, что высшей и абсолютной самоценностью является сам человек, а государство и право есть лишь средство сохранения, защиты его чести и жизни.
Осознание и включение в концепцию положительного права этого утверждения необходимо, ибо сохраняет в обществе ясные представления о назначении государства, независимо от состояния, в котором последнее находится.
Важно учесть, что в ходе исторического процесса духовные интересы людей могут подменяться «осознанным или полуосознанным суррогатом, например: личному и классовом}' интересу, народному предрассудку или предвзятой доктрине»1.
В результате государственность как ценность может подчинить себе самого человека и определить значимость последнего лишь в силу его роли в государственной жизни.
Сам же индивид в таких условиях живёт не ради совершенствования своего сознания, а
в интересах своей страны, руководствуясь в поведении не духовными запросами, а своими амбициями.
Человек,
нс понимающий ценности своего духовного мира, не способен уважать себя как автономное существо.
Его отношение к самому себе становится
1 Нерсссянц В.С.
Философия права.
М., 2001.
С.
89.
[стр. 115]

нравственном развитии этого человека.
Так поступают лишь рабы, а «правосознание раба характеризуется именно тем, что он покоряется, не признавая и не уважая...
Не все ли равно, какие мотивы заставляют раба работать с напряжением всех сил?»1, замечает философ.
Человек, слепо повинующийся указаниям, не в состоянии осознать себя как самостоятельную личность, а его правосознание искажённо и «мёртво».
Такой индивид не задаётся вопросом о смысле закона, и, даже если законодательство противоречит чувству справедливого, он только слепо выполняет его.
«Он еще не знает о своем неотъемлемом духовном праве признать и не признать чужое веление; страх и привычка ведут его в ярмо и, может быть, лишь смутно брезжит в его душе сознание того, что его покорность унизительна и для него, и для его господина»,2 утверждает мыслитель.
Вместе с тем осознание самого факта, что слепое подчинение закону унизительно для человеческой личности, и есть начало правосознания.
Тем самым вслед за И.А.
Ильиным подчеркнём, что истинное правосознание непременно связано с чувством собственного достоинства личности; никакой закон не должен быть ей навязан, но он может свободно и осознанно ею приниматься.
Вопрос же о факторах, влияющих на принятие или непринятие закона, обращён к нравственному сознанию человека.
Таким образом, для развития здорового правосознания человеку необходимо предоставить свободу выбора, понимаемую не как отсутствие ответственности за преступления, а как условие для справедливого ведения делопроизводства в судах.
Самым же главным является то, что истинное правосознание основано на чувстве собственного духовного достоинства.
Чтобы раскрыть глубинную связь между духовным достоинством личности и живым правосознанием, И.А.
Ильин выделяет три аксиомы правосознания.
Их рассмотрение позволит
нам выявить сущность такого 1 Ильин И.
Там же, с.
186-187.
2 Там же, с.
187.
115

[стр.,116]

важного понятия в философско-правовом учении И.А.
Ильина, как чувство духовного достоинства.

Первая аксиома правосознания гласит, что высшей и абсолютной самоценностью является сам человек, а государство и право есть лишь средство сохранения, защиты его чести и жизни.
Осознание и включение в концепцию положительного права этого утверждения необходимо, ибо сохраняет в обществе ясные представления о назначении государства, независимо от состояния, в котором последнее находится.
Важно учесть, что в ходе исторического процесса духовные интересы людей могут подменяться «осознанным или полуосознанным суррогатом, например: личному и классовому интересу, народному предрассудку или предвзятой доктрине»1.
В результате государственность, как ценность, может подчинить себе самого человека и определить значимость последнего лишь в силу его роли в государственной жизни.
Сам же индивид в таких условиях живёт не ради совершенствования своего сознания, а
исключительно в интересах своей страны; руководствуясь в поведении не духовными запросами, а своими амбициями.
Человек
же, не понимающий ценности своего духовного мира, не способен уважать себя как автономное существо.
Его отношение к самому себе становится
зависимым от мнения его сограждан, а «человек, уважающий себя лишь потому и лишь поскольку его уважают другие, в сущности говоря, не уважает себя...»2.
Индивиду следует помнить, что он вбирает в себя дух, спасение которого в основном зависит не от мнения окружающих его людей, а только от него самого.
Определение же ценности человеческого духа через призму отношения к нему других людей есть преступление против Бога, поскольку значимость человека обуславливается не ролью, выполняемой им в обществе, а тем назначением, которое задано Богом, ' Нерсссянц В.С.
Философия права.
М., 2001, с.
89.

2 Ильин И.
О сущности правосознания // Там же, с.
325.
116

[Back]