Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 127]

127 зависимым от мнения его сограждан, а «человек, уважающий себя лишь потому и лишь поскольку его уважают другие, — в сущности говоря, не уважает себя...»1.
Индивиду следует помнить, что он вбирает в себя дух, спасение которого в основном зависит не от мнения окружающих его людей, а только от него самого.
Определение же ценности человеческого духа через призму отношения к нему других людей есть преступление против Бога, поскольку значимость человека обуславливается не ролью, выполняемой им в обществе, а тем назначением, которое задано Богом,
нравственными качествами, характерными для самой человеческой природы.
И.А.
Ильин полагает, что «не уважать себя значит испытывать слабость в
добре»2.
Человек же, испытывающий «слабость в добре», со временем утрачивает духовное измерение вещей, утрачивает всякий критерий объективной ценности и регрессирует в духовном смысле слова.
Главное же то, что человек, лишенный собственного духовного достоинства, не способен к проявлению чувства ответственности.
Ответственность, в контексте философских воззрений И.А.
Ильина, следует понимать как живое чувство призванности.
Здесь
важно учесть христианский подтекст в учении мыслителя.
И.А.
Ильин полагает, что Бог, наделив человека чувством справедливого и священного, призвал его к претворению в мир справедливости и к духовому совершенствованию.
Собственно говоря, спасение души есть миссия каждого человека, а осознание данной миссии есть важнейшая основа для возрастания чувства собственного духовного достоинства.
Государство же, полагает мыслитель, создаётся людьми ради выполнения этой священной миссии.
Здесь подчёркивается предметность права, целью которого есть дух.
При подавлении человека государством происходит порабощение индивида
гой системой, которую он сам образовал ради решения собственных, человеческих задач.
Между тем такое положение дел
1 Ильин И.Л.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В Ют.
Т.
4.
М., 1994.
С.
325.
2 Там же.
С.
327.
[стр. 116]

важного понятия в философско-правовом учении И.А.
Ильина, как чувство духовного достоинства.
Первая аксиома правосознания гласит, что высшей и абсолютной самоценностью является сам человек, а государство и право есть лишь средство сохранения, защиты его чести и жизни.
Осознание и включение в концепцию положительного права этого утверждения необходимо, ибо сохраняет в обществе ясные представления о назначении государства, независимо от состояния, в котором последнее находится.
Важно учесть, что в ходе исторического процесса духовные интересы людей могут подменяться «осознанным или полуосознанным суррогатом, например: личному и классовому интересу, народному предрассудку или предвзятой доктрине»1.
В результате государственность, как ценность, может подчинить себе самого человека и определить значимость последнего лишь в силу его роли в государственной жизни.
Сам же индивид в таких условиях живёт не ради совершенствования своего сознания, а исключительно в интересах своей страны; руководствуясь в поведении не духовными запросами, а своими амбициями.
Человек же, не понимающий ценности своего духовного мира, не способен уважать себя как автономное существо.
Его отношение к самому себе становится зависимым от мнения его сограждан, а «человек, уважающий себя лишь потому и лишь поскольку его уважают другие, в сущности говоря, не уважает себя...»2.
Индивиду следует помнить, что он вбирает в себя дух, спасение которого в основном зависит не от мнения окружающих его людей, а только от него самого.
Определение же ценности человеческого духа через призму отношения к нему других людей есть преступление против Бога, поскольку значимость человека обуславливается не ролью, выполняемой им в обществе, а тем назначением, которое задано Богом, '
Нерсссянц В.С.
Философия права.
М., 2001, с.
89.
2 Ильин И.
О сущности правосознания // Там же, с.
325.
116

[стр.,117]

нравственными качествами, характерными для самой человеческой природы.
Ильин полагает, что «не уважать себя значит испытывать слабость в
добре»1.
Человек же, испытывающий «слабость в добре», со временем утрачивает духовное измерение вещей, утрачивает всякий критерий объективной ценности и регрессирует в духовном смысле слова.
Главное же то, что человек, лишенный собственного духовного достоинства, не способен к проявлению чувства ответственности.
Ответственность, в контексте философских воззрений И.А.
Ильина, следует понимать как живое чувство призванности.
Здесь
нам важно учесть христианский подтекст в учении мыслителя.
Ильин полагает, что Бог, наделив человека чувством справедливого и священного, призвал его к претворению в мир справедливости и к духовому совершенствованию.
Собственно говоря, спасение души есть миссия каждого человека, а осознание данной миссии есть важнейшая основа для возрастания чувства собственного духовного достоинства.
Государство же, полагает мыслитель, создаётся людьми ради выполнения этой священной миссии.
Здесь подчёркивается предметность права, целью которого есть дух.
При подавлении человека государством происходит порабощение индивида
той системой, которую он сам образовал ради решения собственных, человеческих задач.
Между тем такое положение дел
препятствует духовному развитию людей, а значит, и осуществлению божественной миссии.
Важно помнить, что назначение государства состоит в способствовании духовному совершенствованию людей.
Само право в понимании И.А.
Ильина «есть необходимый атрибут духа: его притязание, его сфера свободы, его полномочие...»2.
Именно на этом утверждении строится аксиома, согласно которой государство создано для человека, а не наоборот.
1 Ильин И.
Там же, с.
327.
2 Ильин И.
Там же, с.
314.
117

[Back]