Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 128]

128 препятствует духовному развитию людей, а значит, и осуществлению божественной миссии.
Важно помнить, что назначение государства состоит в способствовании духовному совершенствованию людей.
Само право, в понимании И.А.
Ильина, «есть необходимый атрибут духа: его притязание, его сфера свободы, его
полномочие...»1.
Именно на этом утверждении строится аксиома, согласно которой государство создано для человека, а не наоборот.

Можно с уверенностью утверждать, что само государство, воспитавшее в гражданах преклонение перед государственными институтами, обречено на распад.
Мыслитель справедливо пишет: «Народ, не умеющий уважать своё духовое достоинство, создаёт недугующую власть, вынашивает больное самочувствие и больную
идеологию»2.
Поэтому народ, лишённый уважения к своему духу,
нс способен отнестись с уважением к государству и институтам власти; он будет относиться к ним внешне с преклонением, но кризисной ситуации не окажет им поддержки.
И.А.
Ильин совершено прав в утверждении,
что тоталитарное государство есть зло, одна из самых худших форм государственного устройства, ведущая к вырождению человеческого духа.
Вторая аксиома правосознания утверждает необходимость достижения свободы и активности гражданина.
Согласно этой аксиоме, человек способен к внутреннему управлению и волевой самодисциплине.
В рамках обоснования данного положения И.А.
Ильин представляет человека как потенциально самодостаточное существо, которое способно организовать свою жизнь на основе качеств, изначально заложенных в его природе.
Тоталитарное ущемление прав и свобод личности,
как отмечает мыслитель, есть акт против Бога, ибо оно препятствует раскрытию и проявлению в ней (личности) чувств справедливого, нарушает представления о естественном праве, а значит, и разрушает основы государства.
Безусловно, под понятием «свобода» не следует
1 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
4.
М., 1994.
С.
314.
2 Там же.
С.
330.
[стр. 117]

нравственными качествами, характерными для самой человеческой природы.
Ильин полагает, что «не уважать себя значит испытывать слабость в добре»1.
Человек же, испытывающий «слабость в добре», со временем утрачивает духовное измерение вещей, утрачивает всякий критерий объективной ценности и регрессирует в духовном смысле слова.
Главное же то, что человек, лишенный собственного духовного достоинства, не способен к проявлению чувства ответственности.
Ответственность, в контексте философских воззрений И.А.
Ильина, следует понимать как живое чувство призванности.
Здесь нам важно учесть христианский подтекст в учении мыслителя.
Ильин полагает, что Бог, наделив человека чувством справедливого и священного, призвал его к претворению в мир справедливости и к духовому совершенствованию.
Собственно говоря, спасение души есть миссия каждого человека, а осознание данной миссии есть важнейшая основа для возрастания чувства собственного духовного достоинства.
Государство же, полагает мыслитель, создаётся людьми ради выполнения этой священной миссии.
Здесь подчёркивается предметность права, целью которого есть дух.
При подавлении человека государством происходит порабощение индивида той системой, которую он сам образовал ради решения собственных, человеческих задач.
Между тем такое положение дел препятствует духовному развитию людей, а значит, и осуществлению божественной миссии.
Важно помнить, что назначение государства состоит в способствовании духовному совершенствованию людей.
Само право в понимании И.А.
Ильина «есть необходимый атрибут духа: его притязание, его сфера свободы, его
полномочие...»2.
Именно на этом утверждении строится аксиома, согласно которой государство создано для человека, а не наоборот.

1 Ильин И.
Там же, с.
327.
2 Ильин И.
Там же, с.
314.
117

[стр.,118]

Можно с уверенностью утверждать, что само государство, воспитавшее в гражданах преклонение перед государственными институтами, обречено на распад.
Мыслитель справедливо пишет: «Народ, не умеющий уважать своё духовое достоинство, создаёт недугующую власть, вынашивает больное самочувствие и больную
идеологию»1.
Поэтому народ, лишённый уважения к своему духу,
не способен отнестись с уважением к государству и институтам власти; он будет относиться к ним внешне с преклонением, но кризисной ситуации не окажет им поддержки.
И.А.
Ильин совершено прав в утверждении
о том, что тоталитарное государство есть зло, одна из самых худших форм государственного устройства, ведущая к вырождению человеческого духа.
Вторая аксиома правосознания утверждает необходимость достижения свободы и активности гражданина.
Согласно этой аксиоме, человек способен к внутреннему управлению и волевой самодисциплине.
В рамках обоснования данного положения И.А.
Ильин представляет человека как потенциально самодостаточное существо, которое способно организовать свою жизнь на основе качеств, изначально заложенных в его природе.
Тоталитарное ущемление прав и свобод личности,
отмечает мыслитель, есть акт против Бога, ибо оно препятствует раскрытию и проявлению в ней [личности] чувств справедливого, нарушает представления о естественном праве, а значит, и разрушает основы государства.
Безусловно, под понятием свобода не следует
понимать беззаконие и анархию.
Если в стране объявлена свобода печати, это вовсе не означает разрешения на издание материала, который обезличивает людей, калечит их души и содержит лживую информацию; свобода частной собственности не есть право шиканы, т.е.
использования правовых возможностей во вред другому.
Однако, если общество не в состоянии организовать разумный уклад жизни без обращения к запретным законам, то можно с уверенностью 118 1 Ильин И.
Там же, с.
330.

[Back]