131 человеку невозможно жить на земле, не вступая в отношения с другими людьми; право же призвано организовать эти отношения на основе принципов нравственности. Такие принципы в учении И.А. Ильина рассматриваются как основания для духовного единения людей. Известно, что для успешной консолидации общества необходимы единая общая цель и единое будущее: «Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют... одну, единую цель и один, общий интерес»1. Целью жизни людей является духовное спасение каждого человека. Вопрос же общего будущего И.А. Ильин рассматривает также с религиозной позиции: он исходит из убеждения, что каждому человеку важно спасти свою душу в силу веры в незавершенность жизни на земле. Таким образом, государственная жизнь людей ориентирует человека на высшие духовные ценности, на представления о совершенном мире, идея которого содержится в Священном Писании. Между тем право само по себе не в силах организовать разумное сосуществование людей на основе их духовных убеждений. Для установления между' гражданами справедливых честных отношений надобно развитие нравственного сознания. Ведь если даже в обществе сложится эффективное право, то люди скорее станут полагаться на закон и его силу, отвергая при этом доверие к человеческому духу. Истинное правосознание характеризуется взаимным доверием 1раждан, признанием духа как главной силы, организующей общественную жизнь. Человек с развитым правосознанием понимает, что полагаться только на право есть попытка обустроить свои отношения с людьми на основе диктата закона, неверия в собственные силы и сомнения в духе Божием. Общественные отношения, строящиеся исключительно на основе законодательства, это провозглашение слабости духовных сил людей и признание тотальной власти закона. Кроме того, необходимо отметить, что неспособность доверять своему 1 Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 268. |
принципов нравственности. Такие принципы в учении И.А. Ильина рассматриваются как основания для духовного единения людей. Известно, что для успешной консолидации общества необходимы единая общая цель и единое будущее: «Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют... одну, единую цель и один, общий интерес»1. Целью жизни людей является духовное спасение каждого человека. Вопрос же общего будущего И.А. Ильин рассматривает также с религиозной позиции: он исходит из убеждения, что каждому человеку важно спасти свою душу в силу веры в незавершённость жизни на земле. Таким образом, государственная жизнь людей ориентирует человека на высшие духовные ценности, на представления о совершенном мире, идея которого представлена в Священном Писании. Между тем право само по себе не в силах организовать разумное сосуществование людей на основе их духовных убеждений. Для установления между гражданами справедливых честных отношений надобно развитие нравственного сознания. Ведь если даже в обществе сложится эффективное право, то люди скорее станут полагаться на закон и его силу, отвергая при этом доверие к человеческому духу. Истинное правосознание характеризуется взаимным доверием граждан, признанием духа как главной силы, организующей общественную жизнь. Человек с развитым правосознанием понимает, что полагаться только на право есть попытка обустроить свои отношения с людьми на основе диктата закона, неверия в собственные силы и сомнения в духе Божием. Общественные отношения, строящиеся исключительно на основе законодательства, это провозглашение слабости духовных сил людей и признание тотальной власти закона. 121 1 Ильин И. О сущности правосознания // Там же, с.268. |