Проверяемый текст
Панищев, Алексей Леонидович. Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии : На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина (Диссертация 2005)
[стр. 137]

137 власти к гражданам»1.
Ни одна из этих аксиом не выполнялась в последнее время в России.
Наивно думать, что, нарушая их, можно построить маломальски благополучное государство и приличное общество.
Государственное правосознание личности не сводится только к верному знанию права, оно включает в себя также другие стороны душевной жизни: духовно воспитанную полю, чувства, воображение, культурную и хозяйственную деятельность человека; то есть правосознание выражает не внутреннее, пассивное состояние человека, а его внешнее состояние, жизненно активное и творческое.
Одно лишь знание положительного права, верное понимание его не гарантирует еще наличия у человека нормального правосознания.
Само право призвано внести в общественную жизнь начала разумного, мирного и справедливого порядка.
Цель права состоит в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей.
Для этого право указывает людям обязательные для них пределы в их внешней деятельности, устанавливает порядок во внешних поступках.
Каждый человек должен добровольно ограничивать свои притязания з обществе и осуществлять свои интересы, так как свобода человека не должна пересекать границ свободы других людей.
Устанавливая эти границы, право тем самым стремится обеспечить в совместной жизни людей внешний порядок, основанный на свободе.
Человек же, обладающий развитым правосознанием, «умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правоверного и до героизма последовательного непокорства.
И история показывает, что такому правосознанию нс раз удавалось настоять на своем и победить врага силою духовной правоты»2.
Таким образом И.А.
Ильин определял взаимосвязь права и 1 Ильин И.А.
Путь духовного обновления // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
2.
М., 1993.
С.
39.
2 Ильин И.А.
О сущности правосознания // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В Ют.
Т.
4.
М., 1994.
С.
510.
[стр. 103]

«Незнание положительного права ведет неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого.
Мало того, оно делает невозможною жизнь в праве и по праву», пишет И.
Ильин1.
Поэтому общественное устройство, при котором знание права недоступно для большинства граждан, нс в силах обеспечить интенсивного развития правосознания и эффективной защиты достоинства и жизни людей.
Ильин замечает, что в условиях правовой необразованности между властями и народом складываются отношения на основе корыстных интересов, при которых сохраняется возможность скрывать преступления одних и несправедливо наказывать невиновных.
Заметим, что это утверждение мыслителя приобрело особую остроту в настоящее время.
Становится ясным, что Ильин видит в праве строго фиксированную совокупность норм, актов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для нравственного совершенствования общества.
Причём содержание права предметно, и оно должно быть ясно понято большинством населения страны.
В противном случае ценности, нравственные принципы, лежащие в основе юридических наук, станут условными, относительными, лишёнными практической значимости.
Право ни в коем случае не должно порабощать человека посредством системы запретов; оно призвано сохранять достоинство личности, способствовать её духовному росту, давать ей свободу.
«Развитое правосознание умеет всегда разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол, и, решив этот вопрос, оно всегда умеет сделать надлежащие практические выводы: где надлежит признавать и повиноваться, а где надлежит противопоставить произволу и грубой силе всю мощь правомерного и до героизма последовательного непокорства»2.
1 Ильин И.
О сущности правосознания // Там же, с.
160.
2 Ильин И.
Там же, с.
166.
103

[Back]