154 универсалистских идей или, как бы мы сказали сегодня, идей и политики монополярного мира. Он убежден, что культурный человек должен жить и трудиться на своей исторической родине: «Силою инстинкта самосохранения, подобия, пространства, взаимной защиты, географических рубежей и оружия люди объединяются в правовые властвующие союзы и сживаются друг с другом, подобие родит единение, а долгое единение усиливает подобие, одинаковый климат, интерес, образ жизни и труда, наряд и обычай поддерживают это уподобление и завершают правовую и бытовую спайку»1. Государственная власть закрепляет все это единой системой законов и общественной дисциплины, основанной на правосознании народа. Духовный смысл национализма, как и патриотизма, у И.А. Ильина определяется тем, что он наделен всеми атрибутами духа это есть и любовь, и вера, и воля, и созерцание индивидуальности своего народа, и вытекающая из них система поступков. И. А. Ильин разрешает проблему истинного национализма только в связи «с духовным пониманием родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию»2. Национализм как духовное переживание формируется через самосознание народа, которое содержит в себе представления об особенностях исторического становления нации, ее современном состоянии и перспективах развития, а также месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Формированию национализма способствует усвоение вполне определенной совокупности национальных ценностей, к которым относятся родной язык, все виды национального искусства и творчества от фольклора до архитектуры, национальная история, религия, армия, географическое положение и способ национального хозяйствования. Естественно, что тема национализма в философии И.А. Ильина была 1 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. М., 1993. С. 103. 2 Там же. |
действиями служить его интересам. Патриотизм, будучи естественным и неотъемлемым правом, заложенным в бессознательных истоках духовности, одновременно является религиозной обязанностью и исторической задачей народа, обеспечивающей его единство. Вместе с гем, любовь к родине обогащается своим вторым содержанием чувством национализма, которое есть "любовь к духу своего народа, и притом именно к его духовному своеобразию"1. По сути идея национализма в социальной философии И.А. Ильина стала последовательным развитием идеи метафизического своеобразия отдельного индивида. Исторически в процессе творческого единения каждый народ обретает свои индивидуальные, специфические качества, выражающиеся в только ему присущем способе и форме бытовой, экономической и социальнополитической организации, особенностях психических свойств и их проявлениях, своеобразном складе ума и способе мышления. В совокупности эти особенности образуют так называемый "национальный духовный акт". Духовный смысл национализма, как и патриотизма, у И.А. Ильина определяется тем, что он наделен всели* атрибутами духа это есть и любовь, и вера, и воля, и созерцание индивидуальности своего народа, и вытекающая из них система поступков. Национализм как духовное переживание формируется через самосознание народа, которое содержит в себе представления об особенностях исторического становления нации, ее современном состоянии и перспективах развития, а также месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Формированию национализма способствует усвоение вполне определенной совокупности национальных ценностей, к которым относятся родной язык, все виды национального искусства и творчества от фольклора до архитектуры, национальная история, религия, армия, географическое положение и способ национального хозяйствования. 1 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1996. Т. 1. С. 196. |