43 тело, живое тело или одушевленное тело, человек совершает ошибку, так как эти определения не раскрывают главного и не дают возможность постигнугь самого себя. В своих размышлениях философ четко очерчивает пути постижения и обретения человеком духовного состояния на основе собственного живою, созерцательного опыта. Полагая, что человеку следует искать себя не среди вещей и объектов, в которых он мыслит, а в той субъективной глубине, которая сама спрашивает, испытывает, желает, мыслит, воображает и чувствует, он отмечает необходимость поиска начал духовности в самом себе: убедиться в том, что найденное верно, затем утвердить свое подлинное естество в этой духовной сфере и только тогда «жить из своего духа»1. Такие размышления И.А. Ильина позволяют нам согласиться с Ю.Т. Лисицей, определяющим философию И.А. Ильина особой, далекой от общепринятого, традиционного понимания. Действительно такого рода философствование отличало его от других. И.А. Ильин смог противопоставить им трезвую, глубоко продуманную и соразмерную не переступающую рамки философии медитацию. Наиболее всего эта особенность, на наш взгляд, проявилась в религиознофилософских взглядах И.А. Ильина, который, изучив историю богословия, традиции мировой философской мысли и особенности отечественной философии, представил свое учение об очевидности. В работе «Аксиомы религиозного опыта» на первый план им выдвигается проблема неизведанных глубин бытия, постижения смысла жизни на фоне последовательной линии осмысления и развития идей православия. В этой связи общая характеристика воззрений И.А. Ильина в известной мере будет исчерпывающей при условии отхода от стереотипа не во всем привычных понятий философа в процессе глубокого понимания их смысла и сути. Такой подход действительно способствует созданию общей характеристики воззрений И.А. Ильина, выделению отличий его философских убеждений от взглядов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др. Сознание есть не первая и не важнейшая ступень жизни, а вторичная, 1 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта // Ильин И.А. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 51. |
28 пает языком духовности, не требующим слов [336, с. 339 371], так для Ильина душа и дух являются основными критериями в формировании духовного опыта. Духовность для него не только способ бытия и стремлений, это органика молитвы, любви, быта. Русскую философию всегда глубоко интересовала духовная жизнь человека, ей удалось глубже, чем какой-либо другой философии заглянуть в недра человеческой и божественной духовности. Раскрывая понятие "духовность", Ильин, прежде всего, имеет в виду не какие-то метафизические теории, а именно человеческую духовность, ту внутреннюю направленность и соответствующую ей жизнь, которая придает человеческой душе и всей культуре особое измерение, высшее значение и ценность. И.А.Ильин, будучи ярким представителем русской философии, для которой духовность представляет способ выражения и результат нравственных исканий, центром которых является душа человека, оставил нам наследие, которое можно обозначить как "русскую духовность", питающуюся любовью к Богу и не сводившуюся к теологической схоластике, которая становилась самой жизнью, выражая себя в богословии, философии, художественной литературе. Для обозначения понятия "духовность" Ильин выделяет слово "дух" "самое главное в человеке", поэтому, определяя себя как тело, живое тело или одушевленное тело, человек совершает ошибку, так как эти определения не раскрывают главного, "того самого, которое в нем пытается уловить, указать и постигнуть самого себя". В своих размышлениях философ четко очерчивает пути постижения и обретения человеком духовного состояния на основе собственного живого, созерцательного опыта. Полагая, что человеку следует искать себя не среди вещей и объектов, в которых он мыслит, а в той субъективной глубине, которая сама спрашивает, испытывает, желает, мыслит, воображает и чувствует, он отмечает необходимость поиска начал духовности в самом себе: проверить и убедиться в том, что найденное 29 верно, затем утвердить свое подлинное естество в этой духовной сфере и только тогда "жить из своего духа” [ 124, с. 51 ]. Такие размышления Ильина позволяют нам согласиться с Ю.Т. Лисицей, определяющим философию И.А. Ильина особой, далекой от общепринятого, традиционного понимания. Действительно такого рода философствование отличало его от других. Ильин смог противопоставить им "трезвую, глубоко продуманную и соразмерную не переступающую рамки философии «медитацию» (по его собственному объяснению, от латинского тебпапа обдумывание, приготовление; выношенный помысел)" [179, с. 149]. Наиболее всего эта особенность, на наш взгляд, проявилась в религиозно-философских взглядах И.А. Ильина, который, изучив историю богословия, традиции мировой философской мысли и особенности отечественной философии, представил свое учение об очевидности. В работе "Аксиомы религиозного опыта", на первый план им выдвигается проблема неизведанных глубин бытия, постижения смысла жизни на фоне последовательной линии осмысления и развития идей православия. В этой связи общая характеристика воззрений И.А.Ильина в известной мере будет исчерпывающей при условии отхода от стереотипа не во всем привычных понятий философа в процессе глубокого понимания их смысла и сути. Такой подход действительно способствует созданию общей характеристики воззрений Ильина, выделению отличий его философских убеждений от взглядов Розанова, Мережковского, Бердяева, Булгакова и др. Исследователей творчества философа объединяет общее мнение в отношении определения политического кредо Ильина, основанного на принципах православия, патриотизма и государственности. Особое положение философа в годы преподавательской, политической, эмигрантской деятельности отмечали противники Ильина, и они признавали присущую только ему искренность, нравственную и личностную позицию человека, несущего ответственность за свои слова, поступки и убеждения. Известно, что, покинув пределы России, Ильин также был требователен к проявлениям обще |