71 урезана. Всякая внешняя свобода и формальная, и политическая имеет свое единое лоно во внутреннем человеческом мире. Свобода есть нечто для духа и ради духа, свобода есть нечто в духе зреющее и от духа исходящее. Вне духа и против духа она теряет свой смысл и свое священное значение. Оторвавшись от духа, она обращается против него и попирает его священное естество. Обратившись против него, она перестает быть свободой и становится произволом и всепопиранием. Тогда наступает то, что вслед за А.С. Пушкиным следовало бы назвать «безумством гибельной свободы» («Воспоминание»); и тогда, строго говоря, о «свободе» говорить уже невозможно. Тогда и «винить» свободу нельзя, ибо злоупотреблять можно всем и в злоупотреблении виноват злоупотребляющий, а не злоупотребляемая ценность. Таким образом, И.А. Ильин признает, что свобода есть универсальная характеристика человеческого бытия и различает понятия внешней и внутренней свободы человека, где внешняя свобода проявляется во внутреннем самоосвобождении личности, а внутренняя «создает человека» в его духовном достоинстве. 2.2. Добро и зло как основные духовные категории нравственной концепции И.А. Ильина В истории человечества многие великие умы пытались осознать фундаментальный характер, истоки добра и зла, определить их глубинные причины и найти силы, способные помочь человеку понимать и различать их. Ведь категории добра и зла связаны с сущностными характеристиками человека, его религиозными убеждениями, взглядами на мир. Об этом свидетельствует многогранное творчество известных представителей русской нравственной философии и отечественной религиозной мысли: Н.А. Бердяева, |
120 переживаний, созерцаний, восприятий, позволяет не только осознать необходимость нравственного совершенствования, но и по иному осмыслить понятия веры, преображения и духовной культуры. Важно то, что, исследуя субъективность религиозных переживаний, он связывал их, в первую очередь, с душевными основами человека, с духовностью, которая придает его душе и человеческой культуре высшую ценность. 2.2. Добро и зло как основные категории нравственной концепции И.Л.Ильина (полемика с Л.Н.Толстым). В истории человечества многие великие умы пытались осознать фундаментальный характер, истоки добра и зла, определить их глубинные причины и найти силы, способные помочь человеку понимать и различать их. Ведь категории добра и зла связаны с сущностными характеристиками человека, его религиозными убеждениями, взглядами на мир. Об этом свидетельствует многогранное творчество известных представителей русской нравственной философии и отечественной религиозной мысли: Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, О.П.Флоренского, С.Л.Франка, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, Г.В.Флоровского, И.А.Ильина, В.В.Зеньковского, Б.Л.Вышеславцева и др. Объединенные в своих взглядах философско-этической традицией, сложившейся в ломе христианства, каждый из них в различной форме: в виде литературных произведений или философских трудов пытался сформулировать концепцию нравственных границ добра и зла, их происхождения, местонахождения, а также способов борьбы со злом. Русской религиозно-философской принадлежит особая точка зрения на обозначенную проблему, ее особенность заключается в постоянной обращенности к основному средству борьбы со злом любви, различной по силе проявления и смыслу (всепрощающей, активной, всеобщей). Вместе с тем необходимо отметить, что если в определении местонахождения, при |