74 зующими одно из сложных направлений в его творчестве, И.А. Ильин уделяет особое внимание категориям «добро» и «зло». Очевидно, что это наиболее общие понятия, которые могут служить не только для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, они помогают личности ориентироваться в жизненном потоке, устанавливать, оценивать человеческие деяния и поступки, поведение, действие не только с внешней стороны. В основе любого поступка, как и теоретического исследования, о добре и зле, лежит лично пережитый, и прочувствованный акт совести, на котором строится истинное понимание добра. Исследуемое И.А. Ильиным не философски абстрактно, а находится в тесной связи с важными человеческими проблемами. Этот подход И.А. Ильина вписывается в парадигму христианского богословия, сформулировавшего понятие естественного нравственного закона, на основании которого человечество в рамках различных национальных и мировоззренческих систем демонстрировало высокий уровень нравственных достижений. Хотя проблема сопротивления злу силою определяется И.А. Ильиным как философская, а не как богословская, необходимо отметить, что в изложении ее сути и соотношения понятий добра и зла, он рассматривает их, в первую очередь, с позиций христианского их понимания, хотя некоторые оппоненты философа и обвиняли его в отступлении от норм христианского учения (Н.А. Бердяев, В.Н. Вакар, З.Н. Гиппиус, Л.М. Добронравов, В.В. Зеньковский и др.).1 Анализ философских и публицистических работ И.А. Ильина показывает, что постановка и осмысление проблемы осуществляется им с точки зрения единства богословского и религиозно-философского опыта, ибо русская философия была традиционно чувствительна к проблематике добра и зла, как и православное богословие, которое во все времена придавало особое значение рассмотрению и раскрытию мировоззренческой системы ее понимания противостояния злу. С одинаковым интересом, исследуя проявления живой 1 См.: Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1993. С. 289-556. |
122 Остановимся на конкретных вопросах, содержащихся в перечисленных выше направлениях: анализе концепции И.Л.Ильина с точки зрения возможности и необходимости сопротивления злу силой, включая критику основных положений учения Л.Н.Толстого о непротивлении ему насилием. Данная концепция Ильина представляет собой систему взглядов о насилии и ненасилии, так как это учение о силе, которой может быть задано то или иное направление и цель. Философ, конечно, не первый поставил вопрос о применении физической силы в борьбе со злом. Такой двуединый вопрос, как все подлинно философские вопросы, всегда будет стоять перед людьми. Не только каждое поколение, но и каждый конкретный человек будет снова и снова решать его по-новому, по-своему. Ильин пишет, что эта тема не может быть исчерпана и возможно дальнейшее се рассмотрение на различных уровнях человеческого познания: "Вопрос сопротивления силой столь же древен как человеческое общежитие и человеческая совесть; он не исчезнет до тех пор, пока не придет и не восторжествует Царство Божие. И пока человечество будет жить на земле, оно вынуждено будет героически решать этот трагический вопрос" [124, с. 440]. В концепции Ильина представляется важным, что разрешение антиномий православного меча сопротивления злу силой, является одной из важных проблем культуры, которая актуализируется за счет конфликтов и национальных амбиций государств. Наряду с рассматриваемыми им нравственными ценностями, образующими одно из сложных направлений в его творчестве, уделяет особое внимание категориям добро" и "зло". Очевидно, что это наиболее общие понятия, которые могут служить не только для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, они помогают личности ориентироваться в жизненном потоке, устанавливать, оценивать человеческие деяния и поступки, поведение, действие не только с внешней стороны. В основе любого поступка, как и теоретического исследования о добре и зле, лежит лично пережитый и прочувствованный акт совести, на котором 123 строится истинное понимание добра, исследуемое Ильиным не философски-абстрактно, а в тесной связи с важными человеческими проблемами. Этот подход Ильина вписывается в парадигму христианского богословия, сформулировавшего понятие естественного нравственного закона, на основании которого человечество в рамках различных национальных и мировоззренческих систем демонстрировало высокий уровень нравственных достижений. По мнению Архимандрита Платона, именно этот закон, являющийся определенным принципом бытия, служит законом разума, ориентирующим каждого человека в выборе добра, поскольку требование добра носит не только теоретический характер, но и имеет внутренне обязывающую силу [9, с. 53]. Хотя проблема сопротивления злу силою определяется Ильиным как философская, а не как богословская, необходимо отметить, что в изложении ее сути и соотношения понятий добра и зла, он рассматривает их, в первую очередь, с позиций христианского их понимания, хотя некоторые оппоненты философа и обвиняли его в отступлении от норм христианского учения (Ы.А.Бердяев, В.П.Вакар, З.Н.Гиппиус, Л.М.Добронравов, В.В.Зеньковский и др.) [131, т. 5, с. 289-556]. Анализ философских и публицистических работ Ильина показывает, что постановка и осмысление проблемы осуществляется им с точки зрения единства богословского и религиозно-философского опыта, ибо русская философия была традиционно чувствительна к проблематике добра и зла, как и православное богословие, которое во все времена придавало особое значение рассмотрению и раскрытию мировоззренческой системы ее понимания противостояния злу. С одинаковым интересом, исследуя проявления живой нравственности, равно как и их метафизические основы, философия и богословие осуществляли анализ понятий "добро" и "зло" в рамках одной традиции, когда столкновение со злом связано с его преодолением и становится возможным только для человека, совершающего духовное восхождение, т.е. в результате качественного самоизменения или перерождения. |