Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 76]

76 признании их внутренней субъективной природы, во-вторых, на необходимости нравственного самоопределения личности, выбора собственной позиции (активной, сопротивляющейся злу или пассивной, принимающей его).
Определяя общую душевно-духовную природу добра и зла и их местонахождение,
т.е.
душу человека, философ подчеркивает, что зло, равно как и добро есть внутреннее явление.
Помимо выше обозначенного общего,
И.А.
Ильин объединяет «добро» и «зло» в их сущностном содержании через наличность или отсутствие двух сочетающихся признаков: любви и одухотворения.
Согласно такому утверждению, «добро есть одухотворенная любовь, зло противодуховная вражда», «добро есть любящая сила духа, зло слепая сила ненависти».
Необходимо отметить, что философ вкладывает особый смысл в выделенные им понятия.
Под злом подразумевается душевная склонность,
присущая каждому из нас.
Оно рождается там, где начинается человек, притом именно человеческий душевно-духовный мир.
Зло слепая сила ненависти, оно противорелигиозно и носит противодуховную вражду.
Добро же любящая сила духа, оно по своей природе религиозно и является одухотворенной любовью.
Замыкает’ терминологический ряд тезис о том, что добро и зло определяются через наличность или отсутствие двух сочетающихся признаков: любви и одухотворения.1
Полемика, развернувшаяся после выхода работы «О сопротивлении злу силою» (одна из самых знаменитых в истории русской эмиграции), стала предметом специального изучения многих авторов, в том числе и современных.
Поднятая автором тема здесь рассматривается с позиций совершенно
особого, присущего И.А.
Ильину глубоко нравственного подхода, соединяющего в себе две задачи: положительную (раскрытие проблемы «сопротивления злу силою» с точки зрения православия) и отрицательную (критика «толстовства»).
Последняя была непростой, так как
И.А.
Ильин был вынужден нс только апеллировать к основным положениям нравственно-религиозной концепции Л.Н.
Толстого, но и 1 См.: Ильин И.А.
О сопротивлении злу силой // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
5.
М., 1993.
С.
43-47.
[стр. 125]

125 деяния открываются и осмысливаются человеком далеко не сразу, их постижение и преодоление предполагает в нем значительную степень нравственной зрелости и религиозной чистоты.
"Но когда человек постигает их внешний смысл, он убеждается в том, что они входят в самую сущность религиозного опыта и что они могут быть преодолены только на основании его аксиом" [124, с.
443].
Анализ добра и зла у Ильина построен, во-первых, на безоговорочном признании их внутренней субъективной природы, во-вторых, на необходимости нравственного самоопределения личности, выбора собственной позиции (активной, сопротивляющейся злу или пассивной, принимающей его).
Определяя общую душевно-духовную природу добра и зла и их местонахождение
душу человека, философ подчеркивает, что зло, равно как и добро — есть внутреннее явление.
Помимо выше обозначенного общего,
Ильин объединяет "добро" и "зло" в их сущностном содержании через наличность или отсутствие двух сочетающихся признаков: любви и одухотворения.
Согласно такому утверждению, "добро есть одухотворенная любовь, зло противодуховная вражда", "добро есть любящая сила духа, зло слепая сила ненависти".
Необходимо отметить, что философ вкладывает особый смысл в выделенные им понятия.
Под злом подразумевается душевная склонность,
присущую каждому из нас.
Оно рождается там, где начинается человек, притом именно человеческий душевно-духовный мир.
Зло слепая сила ненависти, оно противорелигиозно и носит противодуховную вражду.
Добро же любящая сила духа, оно по своей природе религиозно и является одухотворенной любовью.
Замыкает терминологический ряд тезис о том, что добро и зло определяются через наличность или отсутствие двух сочетающихся признаков: любви и одухотворения
[131, т.
5, с.
43 47].
Полемика, развернувшаяся после выхода работы "О сопротивлении злу силою", одна из самых знаменитых в истории русской
эмифации стала предметом специального изучения многих авторов, в том числе и современных.
Поднятая автором тема здесь рассматривается с позиций со


[стр.,126]

126 вершенно особого, присущего Ильину глубоко нравственного подхода, соединяющего в себе две задачи: положительную (раскрытие проблемы "сопротивления злу силою" с точки зрения православия) и отрицательную (критика "толстовства").
Последняя была непростой, так как
Ильин был вынужден не только апеллировать к основным положениям нравственнорелигиозной концепции Л.
Н.Толсто го, но и анализировать последствия такого явления в среде русской интеллигенции как толстовство.
По убеждению Ильина, это учение успело отравить сердца нескольких поколений в России и требовало серьезной критики хотя бы потому, что долгое время внушало многим людям, что всякое сопротивление злодею есть озлобленное и преступное насилие, что любит не тот, кто борется, а тот, кто бежит от борьбы [ 131, т.
5, с.
224].
Определение и исследование толстовства наиболее полно представлено в исследовании Е.Д.Мелешко.
В ее трактовке толстовство это "организованное общественное движение, объединяющее людей вокруг духовноэтических ценностей, основанных на учении Л.Н.Толстого".
На примере его дневников и писем доказывается, что мыслитель неоднозначно относился к толстовскому движению: с одной стороны, заинтересованно следил за ним, всемерно способствуя его развитию, с другой постоянно подчеркивал свою личную непричастность к какому-либо объединению, связанному с его учением [203, с.
157 158].
На самом деле многие идеи Толстого становились жизненным девизом большей части интеллигенции, что вызывало критику в его адрес.
В.С.Соловьев в 1882 г.
решительно высказался против идей непротивления Л.Н.Толстого.
В них он увидел в ней ничто иное, как мистификацию нравственной причинности, и счел необходимым разоблачить "нравственную фальшь этого мертвящего учения посредством философского богословия" [315, с.
639640].
Критика Соловьевым антихристианской концепции непротивления Толстого и ее нравственной несостоятельности попрежнему воспринимается по-разному, как и любой вопрос, связанный с

[Back]