Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 82]

82 примиренчеством.1 2 Заданное И.А.
Ильиным позитивное содержание ненасилия можно представить в следующем сравнительном ряде.
Все, что способствует преумножению добра, любви, очевидности в жизни конкретного человека и других людей, будет ненасильственным.
Все же, что направлено против э того, в чем бы
эго ни выражалось (в психическом или физическом воздействии на сознание) будет насильственным.
Такой подход позволил ему обосновать основные принципы сопротивления злу и возможность использовать для этого духовно и нравственно оправданные средства.
Определяя такие методы, как
заставление, самопонуждение, понуждение, пресечение и границы допустимости использования наиболее довлеющих из них, философ обозначает непременные условия их применения.
Во-первых, когда другие средства (молитва, любовь, свобода, убеждение) недостаточны.
Во-вторых, если совершено подлинное зло, когда внутреннее понуждение оказывается бессильным, а злая воля выступает в качестве одержимой внешней силы, не останавливающейся ни перед чем.
Втретьих, когда проявление сил зла агрессивно, жестко и многообразно: «Сопротивление злу силой допустимо не тогда, когда оно осуществимо, пишет
И.А.
Ильин, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно оказывается неизбежным, а потому обязательным»2.

Описанные философом средства борьбы со злыми силами
не имеют ничего общего с насилием, с которым необходимо бороться, ведь оно в его концепции есть деяние произвольное, необоснованное, возмутительное, преступающее рамки дозволенного, нападающее, притесняющее.
Этот термин
у И.А.
Ильина скорее применим для обозначения предосудительною заставления, исходящего из злой души или направляющего на зло.
На первом месте у него стоит вопрос о нравственной ценности физического 1 См.: Апресян Р.Г.
Заповедь шобви // Человек.
1994.
Аг« 2.
С.
8-12; Коган Л.Н.
Зло.
Екатеринбург, 1992.
98 с.
2 Ильин И.А.
О сопротивлении злу силой // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
5.
М., 1993.
С.442.
[стр. 135]

135 В рассмотрении положений нравственной концепции "непротивления" Толстого Ильину удалось не только дать обобщающий философскопсихологический портрет моралиста-непротивленца, но и обосновать представление о насилии и ненасилии как мере ответственности человека за преобразование жизни на гуманистических принципах, а также показать различие между ненасилием и примиренчеством [7, с.
8; 86, с.4; 158, с.
82].
Заданное Ильиным позитивное содержание ненасилия можно представить в следующем сравнительном ряде: все, что способствует преумножению добра, любви, очевидности в жизни конкретного человека и других людей, будет ненасильственным.
Все же, что направлено против этого, в чем бы
это ни выражалось (в психическом или физическом воздействии на сознание) будет насильственным.
Такой подход позволил ему обосновать основные принципы сопротивления злу и возможность использовать для этого духовно и нравственно оправданные средства.
Определяя такие методы, как
"заставленис", "самопоиужденис", "понуждение", "пресечение" и границы допустимости использования наиболее довлеющих из них, философ обозначает непременные условия их применения.
Во-первых, когда другие средства (молитва, любовь, свобода, убеждение) недостаточны.
Во-вторых, если совершено подлинное зло, когда внутреннее понуждение оказывается бессильным, а злая воля выступает в качестве одержимой внешней силы, не останавливающейся ни перед чем.
В-третьих, когда проявление сил зла агрессивно, жестко и многообразно.
"Сопротивление злу силой допустимо не тогда, когда оно осуществимо, пишет
Ильин, но лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно оказывается неизбежным, а потому обязательным" [131, т.
5, с.
442].
Описанные философом средства борьбы со злыми силами
нс имеют ничего общего с насилием, с которым необходимо бороться, ведь оно в его концепции есть деяние произвольное, необоснованное, возмутительное, преступающее рамки дозволенного, нападающее, притесняющее.
Этот тер

[Back]