Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 84]

84 признать насилие как способ, ведущим к справедливости, то это вовсе не значит, будто оно само является справедливым делом.
2.3.
Православие и «сердечное созерцание» в наследии И.А.
Ильина Проблема бытия человека в мире, поставившем под вопрос бытие Абсолюта, в русской культуре была открыта Ф.М.
Достоевским.
Он пытался понять, как может жить человек, усомнившийся в существовании Нога и в своей зависимости от Бога.
Ф.М.
Достоевский полагал, что человек не может уже сейчас стать Абсолютом, но не может остаться и в рамках старого его понимания, он обречен па вечные поиски Абсолюта.
Именно здесь основа для мировоззренческих исканий всех русских мыслителей конца XIX начала XX вв.
Концепция И.А.
Ильина основывается на уникальности и своеобразии, неповторимости русского духовного опыта и выстраивается из ключевых проблем истории России, способствует исследованию «феномена русской души», ее становлению и развитию.
Такие труды И.А.
Ильина, как «Сущность и своеобразие русской культуры», «Основы христианской культуры», «О России.
Три речи» позволяют не только актуализировать хронологию русской истории, воспринимая
ее в контексте духовной культуры, но и выстраивать основные положения ее в рамках культурологической концепции.
В них
анализируется ряд ключевых понятий, ярко демонстрирующих концептуальную основу русской культуры: «русская душа», «духовность», «христианская культура», «вера» и «верование», «сердечное созерцание» и др.
У И.А.
Ильина в основе духовной культуры лежит личная религиозность человека, творящего культуру.
Именно она является первоосновой истинной культуры, религиозность дает человеку дары, без которых культура теряет свой
[стр. 55]

культуры Ильина это система, демонстрирующая определенный способ видения развития и формирования различных составляющих русской культуры.
В ней ведущая идея культуры представлена и оформлена с точки зрения христианско-ценностного подхода, где культура ведет к целостности человеческого существования, к интеграции в нем различных видов опыта.
В этой связи проблема духовности занимает одно из центральных положений в анализе различных культурологических проблем (духовный кризис, национальная самоидентификация человека, построение межличностных отношений, поиск себя и своего места в жизни и др.).
Концепция русской культуры Ильина в своей сути определяется рядом проблем: своеобразие русского религиозного опыта; проблема нравственно-этических основ общества и человека; проблема художественной культуры или "творческой идеи России", проблема правового государства в России, проблемы образования и воспитания.
Лежащие в ее основе тесно взаимосвязанные явления, определяющие национальное и историческое своеобразие русской культуры, нашли свое место среди многообразия теорий русской культуры.
Постановка парадигмы русской культуры центральная тема работ А.
С.
Хомякова, И.В.
Киреевского, И.Я.
Данилевского.
Особенности христианской модели культуры рассматриваются в трудах Г.П.
Федотова, о.
П.А.
Флоренского, Л.П.
Карсавина.
Концепция И.А.
Ильина основывается на уникальности и своеобразии, неповторимости русского духовного опыта и выстраивается из ключевых проблем истории России, способствует исследованию феномена русской души, ее становлению и развитию.
Такие труды И.А.
Ильина, как "Сущность и своеобразие русской культуры", "Основы христианской культуры", "О России.
Три речи" позволяют не только актуализировать хронологию русской истории, воспринимая
9 • ее в контексте духовной культуры, но и выстраивать основные положения ее в рамках культурологической концепции.
В них
анализируются ряд ключевых понятий, ярко демонстрирующих концептуальную основу русской

[стр.,58]

58 вершенству.
Таким образом, христианская культура во всех своих проявлениях определяется именно этим устремлением.
У Ильина в основе духовной культуры лежит личная религиозность человека, творящего культуру.
Именно она является первоосновой истинной культуры, религиозность дает человеку дары, без которых культура теряет свой
смысл и становится просто неосуществимой: чувство предстояния, чувство задания и призванности и чувство ответственности" (131, т.
3, с.
400].
Интерпретация Ильиным гегелевского принципа органической спекулятивной конкретности, который в применении к различным формам духовного целого (нация, народ, культура) означает, что отдельные элементы, сливаясь друг с другом и с целым, сохранят свое абсолютное значение, позволяет ему четко выстроить свою оригинальную концепцию русской культуры.
Ее ключевые позиции способствуют переосмыслению путей развития русской культуры.
В этой связи вопрос, поставленный П.С.
Гуревичем, актуализирует основные тезисы концепции Ильина относительно основ христианской культуры, которые ставят перед необходимостью выбора конкретного пути какую именно культуру мы собираемся сохранять, а может возрождать или заново строить? [80, с.
278].
Если попытаться ответить на него с позиции концепции Ильина, то формулировка его первой части будет, с одной стороны, определенной и четкой философ много писал о возрождении и сохранении лучших традиций русской культуры (наука, воспитание, искусство); с другой сложной и неоднозначной.
По мнению Ильина, задача создания христианской культуры была поставлена перед христианством 2 тыс.
лет назад и до сих пор им не разрешена, так как она и не может быть разрешена одной эпохою, одним народом, одним поколением.
Поэтому, по его мысли, в процессе создания христианской культуры не может идти речи о жестком императиве "создать": "Не создать, а вновь вступить на путь этого создания, вернуться к нему и возобновить этот прервавшийся процесс" [131, т.
1, с.
317].

[Back]