Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 85]

85 смысл и становится просто неосуществимой: «чувство предстояния, чувство задания и призванности и чувство ответственности».1 Интерпретация И.А.
Ильиным гегелевского принципа органической спекулятивной конкретности, который в применении к различным формам духовного целого (нация, народ, культура) означает, что отдельные элементы, сливаясь друг с другом и с целым, сохранят свое абсолютное значение, позволяет ему четко выстроить свою оригинальную концепцию русской культуры.
Ее ключевые позиции способствуют переосмыслению путей развития русской культуры.
В этой связи вопрос, поставленный
Г1.С.
Гуревичем, актуализирует основные тезисы концепции
И.А.
Ильина относительно основ христианской культуры, которые ставят перед необходимостью выбора конкретного пути: какую именно культуру мы собираемся сохранять, а может возрождать или заново строить?2
Если попытаться ответить на него с позиции концепции И.А.
Ильина, то формулировка его первой части будет, с одной стороны, определенной и четкой: философ много писал о возрождении и сохранении лучших традиций русской культуры (наука, воспитание, искусство); с другой сложной и неоднозначной.
По мнению
И.А.
Ильина, задача создания христианской культуры была поставлена перед христианством
две тыс.
лет назад и до сих пор им не разрешена, так как она и не может быть разрешена одной эпохою, одним народом, одним поколением.
Поэтому,
но его мысли, в процессе создания христианской культуры нс может идти речи о жестком императиве «создать»: «Не создать, а вновь вступить на путь этого создания, вернуться к нему и возобновить этот прервавшийся процесс»3.
Как и большинство русских религиозных философов, он считал, что в самые трудные, кризисные времена ориентация на ценности русской культуры, ее православность, духовность, открытость помогали русскому народу обретать себя.
Начиная со славянофилов И.В.
Киреевского, А.С.
Хомякова, попытавшихся на основе сочинений отцов восточной церкви и русского толкования христианства
1 Ильин И.А.
Путь к очевидности // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
3.
М., 1993.
С.
400.
2 Гуревич П.С.
Культурология.
М., 1999.
С.
278.
3 Ильин И.А.
Путь к очевидности // Ильин И.А.
Собр.
соч.: В 10 т.
Т.
3.
М., 1993.
С.
317.
[стр. 58]

58 вершенству.
Таким образом, христианская культура во всех своих проявлениях определяется именно этим устремлением.
У Ильина в основе духовной культуры лежит личная религиозность человека, творящего культуру.
Именно она является первоосновой истинной культуры, религиозность дает человеку дары, без которых культура теряет свой смысл и становится просто неосуществимой: чувство предстояния, чувство задания и призванности и чувство ответственности" (131, т.
3, с.
400].
Интерпретация Ильиным гегелевского принципа органической спекулятивной конкретности, который в применении к различным формам духовного целого (нация, народ, культура) означает, что отдельные элементы, сливаясь друг с другом и с целым, сохранят свое абсолютное значение, позволяет ему четко выстроить свою оригинальную концепцию русской культуры.
Ее ключевые позиции способствуют переосмыслению путей развития русской культуры.
В этой связи вопрос, поставленный
П.С.
Гуревичем, актуализирует основные тезисы концепции
Ильина относительно основ христианской культуры, которые ставят перед необходимостью выбора конкретного пути какую именно культуру мы собираемся сохранять, а может возрождать или заново строить? [80, с.
278].
Если попытаться ответить на него с позиции концепции
Ильина, то формулировка его первой части будет, с одной стороны, определенной и четкой философ много писал о возрождении и сохранении лучших традиций русской культуры (наука, воспитание, искусство); с другой сложной и неоднозначной.
По мнению
Ильина, задача создания христианской культуры была поставлена перед христианством 2 тыс.
лет назад и до сих пор им не разрешена, так как она и не может быть разрешена одной эпохою, одним народом, одним поколением.
Поэтому,
по его мысли, в процессе создания христианской культуры не может идти речи о жестком императиве "создать": "Не создать, а вновь вступить на путь этого создания, вернуться к нему и возобновить этот прервавшийся процесс" [131, т.
1, с.
317].


[стр.,59]

59 Как и большинство русских религиозных философов, он считал, что в самые трудные, кризисные времена ориентация на ценности русской культуры, ее православность, духовность, открытость помогали русскому народу обретать себя.
Начиная со славянофилов И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, попытавшихся на основе сочинений отцов восточной церкви и русского толкования христианства
систематизировать и развить христианское мировоззрение, подчеркивая огромное значение национальной самобытности русской духовной жизни, тема духовности русской культуры рассматривалась в трудах многих философов.
Все культурологические работы Ильина пронизаны идеей православного христианства о том, чтобы принять мир вследствие принятия Христа и на этом строить христианскую культуру.
Здесь просматривается подлинное, а не декларируемое христианство мыслителя, его связь с отечественной традицией, принадлежность национальной культуре.
Ведь истинная религиозность определяется не тем, как часто философ говорит о Христе, а насколько близки христианскому вероучению его метафизические основы, его глубинное восприятие мира и человека.
Философские работы Ильина как раз и свидетельствуют о глубинности его религиозных чувств ("Аксиомы религиозного опыта", "Основы христианской культуры", "Кризис безбожия" и др.).
В них можно проследить реализацию обозначенной выше идеи И.А.Ильина духовные основы христианства должны стать и духовными основами христианской культуры.
Таким образом, христианская культура у Ильина во всех своих проявлениях определяется приматом внутренней очевидности над очевидностью внешней.
Необходимо отметить, что в ее раскрытии Ильин исходит из православного историко-культурного контекста понятия "духовность", ассоциирующегося с такими категориями, как "религиозный", священный", "божественный".
В данной трактовке "дух" означает одновременное присутствие нескольких явлений особое состояние человеческой души и Божественное имя ("Святой Дух").
Во всех работах Ильина понятие "Дух", не будучи чем

[Back]