Проверяемый текст
Финько Маргарита Васильевна. Религиозно-философская концепция русской культуры (Диссертация 2004)
[стр. 86]

86 систематизировать и развить христианское мировоззрение, подчеркивая огромное значение национальной самобытности русской духовной жизни, тема духовности русской культуры рассматривалась в трудах многих философов.
Все культурологические работы
И.А.
Ильина пронизаны идеей православного христианства о том, чтобы принять мир вследствие принятия Христа и на этом строить христианскую культуру.
Здесь просматривается подлинное, а не декларируемое христианство мыслителя, его связь с отечественной традицией, принадлежность национальной культуре.
Ведь истинная религиозность определяется не тем, как часто философ говорит о Христе, а насколько близки христианскому вероучению его метафизические основы, его глубинное восприятие мира и человека.
Философские работы
И.А.
Ильина как раз и свидетельствуют о глубинности его религиозных чувств («Аксиомы религиозного опыта», «Основы христианской культуры», «Кризис безбожия» и др.).
В них можно проследить реализацию обозначенной выше идеи И.А.
Ильина: духовные основы христианства должны стать и духовными основами христианской культуры.
Таким образом, христианская культура у Ильина во всех своих проявлениях определяется приматом внутренней очевидности над очевидностью внешней.
Необходимо отметить, что в ее раскрытии
И.А.
Ильин исходит из православного историко-культурного контекста понятия «духовность», ассоциирующегося с такими категориями, как «религиозный», «священный», «божественный».
В данной трактовке «дух» означает одновременное присутствие нескольких явлений особое состояние человеческой души и Божественное имя («Святой Дух»).
Во всех работах
И.А.
Ильина понятие «Дух», не будучи чем-то самостоятельным, как другие составляющие человека (тело и душа), является некой потенцией души, ее целью и результатом собственного внутреннего мира посредством обращения к высшему трансцендентному принципу — Богу.
Феномен духовности в построении
И.А.
Ильина основополагающ при формулировании концепции русской культуры, обосновании
ее направлений (вечных основ духовности бытия; духовного мировоззрения и духовности русского
[стр. 59]

59 Как и большинство русских религиозных философов, он считал, что в самые трудные, кризисные времена ориентация на ценности русской культуры, ее православность, духовность, открытость помогали русскому народу обретать себя.
Начиная со славянофилов И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, попытавшихся на основе сочинений отцов восточной церкви и русского толкования христианства систематизировать и развить христианское мировоззрение, подчеркивая огромное значение национальной самобытности русской духовной жизни, тема духовности русской культуры рассматривалась в трудах многих философов.
Все культурологические работы
Ильина пронизаны идеей православного христианства о том, чтобы принять мир вследствие принятия Христа и на этом строить христианскую культуру.
Здесь просматривается подлинное, а не декларируемое христианство мыслителя, его связь с отечественной традицией, принадлежность национальной культуре.
Ведь истинная религиозность определяется не тем, как часто философ говорит о Христе, а насколько близки христианскому вероучению его метафизические основы, его глубинное восприятие мира и человека.
Философские работы
Ильина как раз и свидетельствуют о глубинности его религиозных чувств ("Аксиомы религиозного опыта", "Основы христианской культуры", "Кризис безбожия" и др.).
В них можно проследить реализацию обозначенной выше идеи И.А.Ильина духовные основы христианства должны стать и духовными основами христианской культуры.
Таким образом, христианская культура у Ильина во всех своих проявлениях определяется приматом внутренней очевидности над очевидностью внешней.
Необходимо отметить, что в ее раскрытии
Ильин исходит из православного историко-культурного контекста понятия "духовность", ассоциирующегося с такими категориями, как "религиозный", священный", "божественный".
В данной трактовке "дух" означает одновременное присутствие нескольких явлений особое состояние человеческой души и Божественное имя ("Святой Дух").
Во всех работах
Ильина понятие "Дух", не будучи чем

[стр.,60]

60 то самостоятельным, как другие составляющие человека (тело и душа), является некой потенцией души, се целью и результатом собственного внутреннего мира посредством обращения к высшему трансцендентному принципу Богу.
Феномен духовности в построении
Ильина основополагающ при формулировании концепции русской культуры, обосновании се направлений (вечных основ духовности бытия; духовного мировоззрения и духовности русского национального характера) и религиозно обновленной национальной идеи; духовно-религиозных корней искусства; соотношения "инстинкта" и "духа" в правосознании, духовности в общении; причин духовного кризиса культуры XX в.
С позиций сегодняшнего дня такой подход к осмыслению насущных проблем русской культуры представляет интерес.
Ведь трудно не согласиться с утверждением о том, что духовность и нравственность понятия, существующие как в религиозном ценностном поле, так и вне религии, имея свое предназначение и смысл.
Весь ход исторического и культурного развития России показывает противоречивую картину, когда христианство давало возможность личности, нс имеющей веры в Бога, обратиться, принять или отвергнуть те основы духовности и нравственности, которые сформировала предыдущая культура, основанная на религии.
В этой связи закономерна обращенность современных исследователей к этой проблеме, которая не только раскрывают особенности исторического развития культурных традиций, но и формулирует новые вопросы современной культуры.
В работе Л.М.
Митрохина, рассматривающего глубинные связи религии и культуры, отмечается, что православие определяло общую матрицу русской культуры, то содержательное поле, в котором взаимодействовали все ее компоненты [213, с.225].
Принимая данный тезис, считаем, что концепция русской культуры Ильина позволяет сопоставить основные ценностные религиозные ориентиры для христианской культуры и культуры, находящейся вне религии.

[Back]